Поставщики нефтепродуктов, чиновники и независимые эксперты то подтверждают, то опровергают факт дефицита ГСМ в Казахстане. Антимонопольщики даже заявили о начале расследования в отношении сговора основных участников рынка. А тем временем в Павлодарской области, как и в остальных регионах Казахстана, продолжает наблюдаться нехватка бензина, что более всего ощущается в отношении марки АИ-92. «Звезда Прииртышья» попыталась провести собственное разбирательство по «факту наличия частичного отсутствия» и выяснила, что бензиновая проблема если и не рукотворная, то вполне решаемая. При желании, разумеется.
Участники топливного рынка, пожелавшие не называть своих имен, рассказали нашим читателям о том, какой они видят ситуацию, и почему недавний скачок цен на бензин не помог справиться с проблемой дефицита топлива.
Дефицит по расписанию
Первыми о дефиците ГСМ еще в июле заговорили алматинцы. Тогда, когда в Астане и большинстве регионов на заправках еще хватало бензина даже по старым ценам, в южной столице уже появились АЗС, колонки которых уныло обмотались пересохшими шлангами. Далее ситуация только усугублялась, и опытные водители поняли, что скоро быть очередному повышению цены.
В Казахстане по многолетней традиции каждый отпуск потолковых цен на ГСМ сопровождается то ли искусственным, то ли настоящим дефицитом топлива. Чаще всего это происходит или накануне посевной, или накануне уборочной кампании. Таким образом, нехватке ГСМ будто придается околонаучное обоснование. После повышения цен на топливо дефицит тут же самоликвидируется, даже если поля еще недоубраны или недопосажены.
Традиция не нарушилась и в этот раз. В августе после репортажей в СМИ об очередях на АЗС стоимость топлива действительно возросла, но вот дефицит в отклонении от устоявшихся обычаев никуда не делся.
Нельзя сказать, что проблему никто не пытается решить. Например, в конце августа 2014 года представители дочерней компании АО «ҚазМұнайГаз» – ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО является, по сути, собственником всего бензина, который производится на трех казахстанских НПЗ – Атырауском, Шымкентском, Павлодарском) заявили, что приняли ряд необходимых мер для бесперебойной реализации нефтепродуктов на собственных АЗС и насыщению розничного рынка ГСМ. Однако даже по попавшим в наши руки графикам отгрузок, призванных ликвидировать топливный дефицит, становится понятно, что ситуацию пока нельзя назвать стабильной.
Ежедневная потребность в бензине в масштабах всей страны нигде не афишируется. Тем не менее, даже из графика отгрузки автобензина марки АИ-92 с Павлодарского нефтехимического завода в регионы РК можно предположить, что в сентябре ситуация по-прежнему будет оставаться напряженной, так как в таблице присутствуют и пустые ячейки, что свидетельствует об отсутствии отгрузок в эти дни. К примеру, павлодарцам прогнозировать дефицит самой популярной среди автовладельцев марки бензина можно в период 14-16 сентября, а также в конце месяца, когда продукция не будет отпускаться четыре дня.
То есть из графика следует, что в определенные дни будет наблюдаться дефицит топлива, так сказать, по объективным причинам. При этом мы ничего не знаем о причинах субъективных. Ведь вполне возможно, что антимопольщики не зря подозревают владельцев сетей АЗС в сговоре, с помощью которого идет попытка выкрутить руки Правительству ради санкционирования еще одного отпуска цен на ГСМ.
Заграница нам поможет?
Ни для кого не секрет, что отечественные НПЗ обеспечивают казахстанский рынок топливом лишь на 60 процентов. Остальные 40 процентов – это поставки из-за рубежа, в основном из России.
Но так было раньше, сейчас же на казахстанско-российской границе цена за литр АИ-92 составляет почти 125 тенге. К этой сумме нужно прибавить еще транспортировку, хранение, операционные расходы. Значит, стоимость подскочет где-то до 150 тенге. А отпускная цена в Казахстане – 128 тенге. Кто захочет торговать в убыток?
Поэтому нехватка топлива остается и наблюдается даже на заправках «ҚазМұнайГаз». Получается, что официальные заявления КМГ о том, что в настоящее время нефтегазовых запасов у нас достаточно, могут не совсем соответствовать действительности.
Помоги себе сам
Наши источники уверены, что завозить нефтепродукты в Павлодарскую область из других регионов до сих пор не имело никакого смысла, так как наш регион всегда сам себя обеспечивал бензином, поставлять который от Шымкентского или Атырауского НПЗ означало снизить долю прибыли для трейдеров. Объяснялось это просто – расстояние между городами приличное, а тариф железнодорожной доставки довольно высокий.
Если поставлять больше сырья на Павлодарский НПЗ, то топливо не должно быть в дефиците. Правда, напомним, что наш завод все-таки технологически привязан к российской нефти.
Тем не менее руководство Павлодарской области предприняло определенные шаги для ликвидации дефицита ГСМ в нашем регионе. Напомним, акимат недавно договорился с Атырауским НПЗ и ОАО АНК «Башнефть» (Республика Башкортостан РФ) о поставке в регион 900 тонн дизтоплива и одной тысячи тонн бензина АИ-92. Но нужно учитывать, что среднесуточная скорость железнодорожных цистерн примерно 300 километров в сутки. То есть даже если сегодня топливо отгрузить, и отправить состав, то у нас оно появится не завтра и даже не послезавтра.
Поэтому наши источники говорят расплывчато: в ближайшее время ситуация с отгрузкой должна измениться в положительную сторону для Павлодарской области. Но опять же, если имеет место сговор владельцев сетей АЗС, то топливо может на время осесть на нефтебазах. Здесь, как говорится, флаг в руки антимонопольщикам. Ведь ГСМ из Атырау и Башкирии нужно не только разгрузить по приходу, но и проследить за тем, чтобы топливо дошло до заправочных станций, а не было вывезено в другой регион, где никто ни с кем не договаривался, а все предоставил «его величеству рынку».
Талоны, которых нет
Нужно отметить, что объемы горючего, выделяемые Павлодарскому региону, в данное время распределяются между мелкими реализаторами, дабы не допустить их банкротства, так как мелким сетям или отдельным АЗС конкурировать сложнее всего. В результате получилось, образно говоря, что всем намазали бутерброд очень тонким слоем масла. Вроде никого не обидели, но никого и не накормили, то есть проблему не решили.
В результате на павлодарских заправках АИ-92 бесперебойно отпускается только по талонам. На некоторых АЗС таким образом реализуют даже 95-й и 80-й. Однако талоны на ГСМ предоставляют в основном юридическим лицам. Получается, как-то решить проблему дефицита топлива или хотя бы упорядочить реализацию эта мера не в состоянии.
Разрушители легенд
У нас есть сети АЗС, которые позиционируют себя на рынке как поставщики исключительно российского бензина, чем и подкупают автовладельцев. Но павлодарцы должны обратить внимание, что на таких заправках сейчас тоже топливный дефицит. Мы уже выше перечислили экономические причины, по которым в данное время никак качественный бензин с НПЗ северного соседа не может попадать на реализацию в Казахстане. Наши источники подтверждают этот факт и уточняют, что если вам предлагают приобрести нефтепродукты якобы российского производства, то стоит задуматься. Это вполне может оказаться некондиционный бензин или топливо, смешанное с присадками. Или эти ГСМ произведены на непонятных заводах, именуемых в среде профессионалов «самоварами».
Есть вариант, что бензин, привезенный из России, может быть в наличии на заправках АО «ҚазМұнайГаз». Правда, здесь этот факт обычно никак не афишируется, да и топливо заливается в общие емкости, где оно смешивается с казахстанским. Выходит, в чистом виде легального российского бензина на павлодарских заправках никак не может существовать.