Запретить торговлю пивом в пластиковой таре должны были ещё в 1999 году, когда вышел соответствующий закон. Но до сегодняшнего дня эта норма не применялась, поскольку налоговый комитет трактовал её иначе. Об этом говорит сотрудник областной палаты предпринимателей Бэла Мун.
Закон, что дышло
Как известно, уже в следующем году живое пиво как продукт может исчезнуть с прилавков магазинов. Запрет на оборот хмельного напитка в пластиковой таре ставит крест и на предпринимательской деятельности, и на утолении жажды любителей пива «из-под крана».
Чиновные мужи, вносящие поправки в законы, видимо, решили пойти по стопам России и Беларуси, где производство хмельного напитка в пластиковой таре уже вне закона. Вот только отечественные слуги народа в своем старании зашли еще дальше коллег по Таможенному союзу, установив запрет на оптовую и розничную реализацию пива. Согласно нововведению, разливать его в магазинах разрешено лишь в стеклянную посуду.
– Мы уже несколько лет продаем пиво – как бутылочное, баночное, так и на розлив. Почему эти нормы не действовали раньше? Выходит, мы все преступники, – сетует продавец одного из павлодарских пивных магазинов Наталья Скрябина. – Хотя разливать в ту же тару квас и лимонад, насколько я знаю, не запрещено. Где логика?
На отсутствие здравого смысла в поправках к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» одними из первых указали коммерсанты Восточно-Казахстанской области. По их мнению, данная проблема затрагивает интересы всех предпринимателей республики, а для отдельных торговцев это основной вид деятельности.
Глава Союза пивоваров Казахстана Берик Казбеков, комментируя злободневную тему, отметил, что подобная мера сужает немаленький сегмент рынка малого и среднего бизнеса.
– С точки зрения обывателя, получается, что теперь, как в советские времена, придется ходить со своей тарой – стеклянными бутылками или железными бидонами. Это и неудобно, и некрасиво, – подчеркнул Б. Казбеков.
Но даже если бы уровень эстетической красоты и комфорта в авоськах зашкаливал, вряд ли это устроило бы самих потребителей.
– Я не алкоголик или увлекающийся спиртным человек. Но выпить пива в компании или на празднике люблю. Главное условие – чтобы оно было не бутылочным, а разливным, или, как его называют, «живым» пивом, – говорит житель Павлодара Асхат Курманов.
По словам специалистов, запрет продажи хмельного напитка в ПЭТ-таре объясняется тем, что, согласно санитарным нормам, пластик в соприкосновении со спиртом выделяет токсичные вещества, а места реализации пива на разлив зачастую не соответствуют требованиям СЭС. Более того, закон распространяется и на пластиковые стаканы, в которые наливают пиво на различных «openair»-концертах или в летних кафе.
– Не знаю, кто принимал эти законы, но они явно не знакомы с технологией, потому что наши установки рассчитаны на пластиковую тару. В любом другом случае налить пиво просто не получится, либо будет пенная масса, которая потребителя точно не устроит. Скажу больше – продукцию мы покупаем в металлических кегах, а во что его наливает покупатель – его личное дело, – говорит владелец одного из пивных магазинов Павлодара Михаил Бердников. – Мы вложили в это немалые деньги, сделав ставку на популярный в нашей стране напиток – пиво. А выходит теперь, что мы оказались вне закона, и это, несомненно, ощутимый удар по бизнесу в целом.
И там, и тут из тары пьют
На интернет-форумах эта тема – одна из наиболее обсуждаемых. Некоторые пользователи утверждают: люди неправильно трактуют закон, отмечая, что запрет касается только производителей хмельного напитка. За разъяснениями мы обратились в областное управление предпринимательства, торговли и туризма.
– Под оборотом алкогольной продукции следует понимать оптовую и розничную реализацию, а также экспорт, импорт, хранение и приобретение пива, – объясняет заместитель руководителя ведомства Ольга Давыденко. – Нарушителям грозит штраф от 50 до 600 месячных расчетных показателей.
Выходит, что в числе тех, кто преступает черту закона, могут оказаться и простые покупатели. В таком случае, какие цели преследуют озвученные ранее поправки в законопроект? Для кого и для чего они были разработаны? И не похоже ли это на лоббирование интересов предприятий, выпускающих стеклянную тару?
Павлодарские торговцы уже направили ряд жалоб и обращений в областную палату предпринимателей, где их волнение разделяют.
– Сейчас повсеместно мы можем наблюдать реакцию деловых кругов на это нововведение, не только в Павлодарском, но и в других регионах страны. И Правительству не удастся пройти мимо этого вопроса, закрыть на него глаза, – уверена начальник отдела правовой поддержки и общественного мониторинга областной палаты предпринимателей Бэла Мун. – Как юрист, могу сказать, что любая норма или нормативный акт вносится с целью защиты чего-то – здоровья человека, его интересов. Но сейчас мы видим, что это не сулит ни новых поступлений в бюджет, ни развития предпринимательства.
По словам Б. Мун, если весь сыр-бор возник из-за использования ПЭТ-тары, то почему бы ее не сертифицировать, создать требования, которые могли бы отвечать определенным стандартам, не нанося вреда здоровью человека. Тогда это даст возможность производителям выпускать нужную, сертифицированную посуду, а потребитель не будет ущемлен в праве выбора.
– Сам закон был разработан в 1999 году, но до сегодняшнего дня установленная норма не применялась, поскольку налоговый комитет трактовал ее иначе, – добавила Б. Мун. – Проще говоря, фискальные органы должны были и раньше пресекать подобную деятельность или не касаться этой темы вообще. У нас уже есть масса жалоб и обращений от коммерсантов, есть протокол нашей встречи, и все это мы направим в национальную палату предпринимателей, чтобы этот вопрос обсуждался уже на республиканском уровне. На сегодняшний день все законодательные акты, перед тем, как их принять, должны получить экспертное заключение НПП. В данном случае имеет место целый ряд недоработок в самом вопросе.
Как бы то ни было, но реализация янтарного напитка не может остановиться в одночасье. Обязательно найдутся те, кто будет торговать «живым» пивом из-под полы до тех пор, пока его клиентом не окажется сотрудник налоговой инспекции.