Золотая лихорадка

АО «Майкаинзолото» лихорадит уже давно: постоянная смена руководства, непростая экономическая ситуация, ухудшающиеся условия труда не могли не привести к взрыву на руднике. Речь идет, разумеется, о взрыве социальном, который произошел в середине августа нынешнего года, когда шахтеры рудника «Алпыс» отказались подняться на поверхность из забоя, продолжая работать. Шахтеры протестовали против понижения заработка и тяжелых условий труда. В минувшую пятницу генеральный директор предприятия Игорь Геннадьевич Богачев отчитался перед постоянной комиссией областного маслихата по вопросам обеспечения прав и законных интересов граждан о том, как складывается ситуация на руднике сегодня.

 

Вообще на комиссии рассматривался вопрос о соблюдении правовых норм между работодателями и наемными работниками, по которому выступил руководитель отдела контроля трудовых отношений области Аскар Капанов, отметивший, что контролировать соблюдение трудовых отношений в условиях моратория на проверки объектов малого и среднего бизнеса очень сложно, тем более что именно там чаще фиксируются различные нарушения, причем не столько умышленные, сколько по незнанию законодательства. АО «Майкаинзолото», кстати, изначально также числилось в списке, где предполагалось провести проверку, но после введения моратория оно оказалось недосягаемым для контролирующих органов, поскольку входит в список объектов среднего бизнеса. Только благодаря тому, что новое руководство само инициировало проверку после начала акции протеста, стало возможным вмешаться в ситуацию и попытаться разобраться в ней.

 

Причин забастовки было несколько – это сократившиеся доходы рабочих и плохо организованные условия труда. В этот список входили перебои со снабжением спецодеждой, недостаточное освещение и слабая вентиляция в шахте, плохо продуманный обеденный перерыв. Чтобы привлечь внимание к своим проблемам, шахтеры отказались подниматься на поверхность. Правда, потом их все-таки убедили это сделать, после чего люди заперлись в вагончике и продолжили свою акцию протеста. Рабочие сами настаивали на проведении проверки.

 

К слову, в ходе проверки был выявлен целый ряд нарушений, руководству выдан список рекомендаций, в котором числилось 15 пунктов, и рудник закрыли до их устранения. На прошлой неделе руководитель АО «Майкаинзолото» отчитался об их выполнении. Игорь Богачев пояснил, что обострение ситуации началось именно с денежного вопроса. Дело в том, что заработок шахтеров складывался из двух частей – собственно оклада (55 процентов) и премиальных (45 процентов), однако поскольку в июле не были выполнены нормы выработки, премиальная часть была заметно сокращена, и люди получили намного меньше обычного. Правда, следует отметить, что нормы были не выполнены не по вине рабочих – здесь специалисты отмечают и экономическую ситуацию, и недостаточно хорошую технологическую оснащенность рудника. В общем, получилось, что люди работали как обычно, а получили меньше. Гендиректор золотоносного предприятия сообщил, что в этом году проводилась индексация заработной платы, которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на одиннадцать процентов. В результате фонд заработной платы предприятия увеличился с 80 миллионов тенге до 89 миллионов. Работают же здесь около 800 человек. Но и убытки предприятия с каждым годом растут, в этом году за восемь месяцев они составили около 235 миллионов тенге.

 

В ходе проверки было выяснено, что при пересмотре зарплаты не обошлось без некоторых перекосов, поскольку те сотрудники, которые имели и без того маленькие оклады, получили просто микроскопическую прибавку. Проверялись абсолютно все подразделения предприятия и все категории сотрудников. По мнению Игоря Богачева, ситуация постепенно выправляется, но остается по-прежнему сложной. Зарплата выдается вовремя, часть коллектива получит доплаты, решен вопрос по освещению и вентиляции рабочих мест, всем шахтерам выдается с собой термос с едой. Решен даже вопрос о доплате за потраченное время в пути – рудник «Алпыс» находится в 25 километрах от поселка. Раньше здесь работали вахтами, был построен вахтовый поселок. Но когда почти все рабочие оказались не приезжими, а местными, ситуация изменилась: люди предпочли приезжать на работу каждый день. В условиях бездорожья дорога занимает полтора часа в один конец. Из-за долгой дороги рабочий день как бы увеличивается – и хотя в это время люди уже не работают, но они еще и не дома, чтобы отдохнуть.

 

В общем, сейчас практически все недочеты устранены. Кстати, здесь собираются пересмотреть систему оплаты, состоящую из двух частей, и сегодня далеко не всем нравятся такие перемены, люди боятся, что они потеряют в заработке.

 

Впрочем, что касается перспектив по поводу доходов, вряд ли их можно назвать слишком радужными. Доходы будут падать: на предприятии сокращен до семи часов рабочий день, подписан приказ о недопущении переработки, цены на металл на мировом рынке по-прежнему остаются на низком уровне, предприятие буквально вынуждено экономить на всем.

 

Между прочим, вопрос о том, какой должна быть зарплата у шахтеров, в этот раз был поднят снова. На него нет однозначного ответа: инспекция труда должна следить, чтобы никто не получал меньше минимальной заработной платы, а оклады каждое руководство делает такими, какие может себе позволить. Так что у предприятия сегодня задача  найти ту золотую середину, чтобы не потерять рабочих, которые просто перестанут работать за гроши, и не дать при этом возрасти убыткам.

Поделиться
+1