Именно так были названы итоги сдачи ЕНТ Павлодарского района на совещании, проходившем при участии управления образования области. Таковыми они являются уже третий год подряд. Чтобы провести очередную работу над ошибками и понять, наконец, почему самый близкий к областному центру район имеет столь плачевную ситуацию на ЕНТ, на совещание были приглашены директора средних и основных школ.
Напомним, что в марте этого года 294 учителя, работающие в средних и старших классах, по поручению акима области, прошли единое национальное тестирование по десяти школьным предметам. Не участвовали в тестировании 53 педагога, из них по уважительной причине - 44. Об этом на совещании доложила главный специалист отдела образовательного мониторинга управления образования Самал Кадырова. Результаты показали, что от 15 до 25 баллов набрали 84% учителей, высший балл - 25 - у 29 педагогов. У остальных итог ниже 60%. К сожалению, есть учителя, набравшие только два балла. Для тех, кто плохо сдал тесты, были организованы летние бесплатные курсы при ПГПИ. Из 65 учителей, для которых учеба на курсах была обязательной, за парты села лишь половина. Восемь педагогов нашли для себя оправданием такие причины, как уход за внуком, «тесты были неправильными» и т.д. Вместе с тем семь выпускников района получили «двойки» на ЕНТ, шесть - по математике и один - по физике. Двоешниками как раз-то и оказались воспитанники учителей, отказавшихся от летних курсов. Кстати, на повторное тестирование в августе вместо 42 педагогов явились 38, из них преодолели пороговый уровень менее половины. Справедливости ради отметим, что 6 человек набрали свыше 20 баллов. Тем не менее, напрашивается вывод: подготовка ряда учителей оставляет желать лучшего, отсюда низкий показатель ЕНТ учеников.
Добавим, что из 132 учителей, занимающихся подготовкой выпускников, 42,8% - бывшие студенты-заочники. Среди учителей-предметников 68,9% - учителя высшей и первой категории, 14,3% - вообще не имеют категории. Как результат - ниже районного показатели ЕНТ у девяти школ: Ефремовской, Черноярской, Достыкской, Рождественской, Ямышевской, Маралдинской, Розовской, Луганской, Мичуринской. В Рождественской школе не набрали пороговый уровень 85,7%, а в Черноярской - 75% выпускников. В пяти - Ямышевской, Шакатской, Достыкской, Заринской и Черноярской - снизился средний балл ЕНТ по сравнению с прошлым годом. Сопоставительный анализ результатов тестирования в разрезе предметов показал понижение баллов по предметам на выбор - физики и немецкого языка. Основные же дисциплины на ЕНТ расположились следующим образом: казахский язык - 15,7 балла, история Казахстана - 14,2, русский язык - 13,5, математика - 11. Если говорить подробнее, то в этом году по району на ЕНТ максимальный балл по казахскому языку набрала ЧСШ №2 (24), наименьший - Черноярская (10,7) и Достыкская (11,7) школы, по русскому языку максимальный балл – у ЧСШ №1 (18,67), минимальный – у Черноярской СОШ (9,5) и ЧСШ №1 (9,67). По математике в лидерах Ольгинская школа (15,67), низкий балл у Ямышевской (6,6) и Достыкской школ (6,75), максимум баллов по истории Казахстана набрала Красноармейская (20,2), минимум - Черноярская (8) школы.
Отметим еще одну цифру. Из 114 сдававших ЕНТ в 2014 году образовательные гранты в вузы получили лишь 25 человек. Это самый низкий показатель в области. Налицо факт отсутствия во многих школах района системной эффективной работы с выпускниками, единых требований к объективной оценке знаний учеников, слабое управление со стороны администраций школ по вопросам обеспечения качества обучения. Ряд учителей не ведет коррекционную работу ни своих знаний, ни знаний учащихся. К сожалению, хороших показателей на совещании было озвучено мало. Свои позиции улучшили Зангарская школа и ЧСШ №1. Рейтинговую таблицу итогов ЕНТ в этом году возглавила Красноармейская СОШ. По словам чиновников от образования, для повышения качества ЕНТ всем учителям нужно пересмотреть систему подготовки к тестированию. Для этого на совещание была приглашена директор СОШ №29 Татьяна Гордеева, чьи выпускники показали лучший результат по ЕНТ среди городских школ. У учителей-предметников есть индивидуальная папка с результатами каждого тестирования, что позволяет следить за тенденцией развития учащихся и помогать отстающим. Также эта школа ежегодно закупает полную базу тестов и дает школьникам отрабатывать все возможные варианты. Помимо текущей подготовки, выпускники регулярно посещают школьного психолога. Татьяна Гордеева пригласила сельских коллег посетить ее школу и лично увидеть процесс подготовки к ЕНТ.
Своим опытом подготовки к ЕНТ с директорами школ поделился главный специалист управления образования области Ернур Дауенов, ежегодно выпускающий нескольких призеров республиканских олимпиад по истории Казахстана. Его архивы содержат базу в восемь тысяч тестов, с которыми Ернур Дауенов готов поделиться с учителями. Он также отметил, что важно не просто научить детей решать тесты, но и научить запоминать важные даты и события из истории.
В заключение совещания директорам сельских школ от областного управления образования был дан ряд заданий. К подготовке учеников к ЕНТ должны допускаться учителя-предметники только с высшей категорией и стажем работы с выпускными классами. Также всем школам необходимо закупить полную базу тестов, плохо усвоенные темы обязательно отрабатывать, приглашать на дополнительные занятия хороших специалистов из областного центра, взять на контроль работу классных руководителей, психологов по проведению различных тренингов и объективно оценивать претендентов на «Алтын белгі» и аттестат с отличием.