Электронное обучение: Нажми на кнопку – получишь результат

Третий год в Казахстане практикуется система электронного обучения. За это время проект был внедрен в 1159 организациях образования страны, в том числе в 89 организациях технического и профессионального образования. А как приживается новшество в школах Павлодарской области? Каковы его плюсы и, возможно, минусы? Попробуем разобраться.

Требование времени

Директор КГУ «Центр информационных технологий управления образования Павлодарской области» Гульжан Каримова говорит, что с введением проекта электронного обучения («е-Learning») выигрывают абсолютно все. Так, учитель не только выставляет оценки в электронные дневники и журналы, но может еще и следить за успеваемостью каждого обучающегося. Кроме того, благодаря программе «е-Learning» теперь можно автоматизировать разработку отчетов и документации, кадровый учет персонала, ведение школьного расписания, что удобно для администрации учебных заведений. Если говорить о родителях, то с помощью программы они могут оперативно получать информацию об успеваемости своего ребенка.

В свою очередь для обеспечения быстрого доступа к образовательным ресурсам в каждой школе был проведен широкополосный Интернет, оборудованы компьютерные классы, интерактивные доски и проекторы, мультимедийное и периферийное оборудование – все это к услугам участников проекта. Дело остается за малым – умело всем этим пользоваться.

– Поскольку это проект, то мы изначально старались обучить всех педагогов, – говорит директор центра информационных технологий. – Они садились в компьютерный класс, и учитель информатики давал им уроки по электронному обучению. А иначе просто никак. Это требование времени, и мы от него никуда не уйдем.

У кого нет – завидуют

Система электронного обучения вводится в нашей области поэтапно. В 2012 году она была внедрена в 35 общеобразовательных школах города Павлодара, девяти учреждениях для одаренных детей и пяти колледжах. В прошлом году сюда вошли еще 26 организаций, в числе которых и сельские общеобразовательные школы: по три в Качирском, Успенском и Щербактинском районах, по две в Лебяжинском и Майском. Всего на сегодняшний день в системе электронного обучения 75 учреждений образования. В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы широкополосный Интернет был подключен на территории всей области, тогда и новые технологии дойдут действительно до каждой школы. Ну а пока тем, кто в системе, остальные школы завидуют белой завистью. Ведь в электронной базе данных заложено 7500 образовательных ресурсов, которыми можно успешно пользоваться.

Только как помощник

К 2020 году планируется использовать систему электронного обучения в 90% организаций среднего образования. А что думают на этот счет сами педагоги? За ответом я отправилась в обычную павлодарскую школу №5.
В программе электронного обучения много плюсов, считает Мендыгали Жуматов, заместитель директора по учебной части. Один из таковых – вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей. Раньше многие из них в силу занятости не имели возможности контролировать учебу своих чад, а сегодня любой может посмотреть успеваемость и посещаемость ребенка, для этого ему достаточно заглянуть в электронный дневник школьника (логин и пароль выдается каждому учащемуся). 
С введением электронного обучения качество знаний у ребят повысилось, утверждает заместитель директора по воспитательной работе пятой школы Галина Кузнецова. Во-первых, из-за того, что появился больший интерес к учебе, а во-вторых, из-за усилившегося контроля со стороны родителей. Благодаря новой системе учитель может выкладывать в Интернет свои наработки, брать на вооружение материалы других педагогов. А ученик, находясь дома, может просмотреть неусвоенный во время урока материал…
– Электронное обучение действительно дает результат, и оно должно быть как помощник – и учителю, и ученику, и родителю. Именно как помощник. Но в будущем как планируют? Детей вооружат планшетами, бумажные дневники, тетради и учебники исчезнут, а все будет только в электронном варианте. Это, на мой взгляд, неправильно. Традиционное обучение обязательно должно оставаться, дети должны и с учебниками уметь работать, дети должны писать! – убеждена Галина Кузнецова.
Эту точку зрения полностью разделяют и Мендыгали Жуматов, и Юлия Мотина, учитель информатики, системный администратор школы №5.

«Нам и так хорошо!»

После беседы с учителями я задала вопрос о значимости электронного обучения одной из старшеклассниц пятой школы. Ее ответ оказался неожиданным: «Не нужно это. Нам и так хорошо!» – «Так вы же в этом электронном обучении вот уже третий год!» – говорю я. «Да-а-а?!» – удивляется юная моя собеседница. А что скажут другие? Выборочный опрос ребят и их родителей показал: электронное обучение в чести далеко не у всех. Некоторые о таком новшестве понятия не имеют. «У меня нет электронного дневника, впервые о таком слышу», – сказал мне учащийся шестого класса, не буду говорить какой школы. Девочка, ученица третьего класса, поведала следующее – электронное обучение у них с первого класса, и электронный дневник у нее есть. Только они с родителями не могут его открыть, хотя учительница написала ей на бумажке номер (логин). Так что родители по-прежнему смотрят ее обыкновенный дневник. Мама другой школьницы сообщила, что об электронном дневнике знает, но «на тот сайт» она еще не заходила. «Я ее и так контролирую», – прозвучал ответ.
Когда этот проект только вводили, учителя сетовали: дескать, приходится двойную работу делать, заполнять и обычный журнал, и электронный. Сейчас такая «ломка» у педагогов прошла. А вот у детей и их родителей, похоже, еще нет. Оно и понятно: новое приживается не сразу. Вопрос лишь – когда? Неужели только к 2020 году?

Поделиться
+1