Вопрос, зачем нужен английский, уже не стоит. Каждый даст добрый десяток ЗАЧЕМ. Почему же изучение английского языка для многих людей становится неразрешимой проблемой?
Может, потому, что мы так любим находить причины, а затем использовать их как щит против возможных поползновений собственной совести: «И не стыдно тебе? Ты так и не взялся за английский?» «Это не моя вина, у меня совсем нет времени, слишком поздно начинать учить язык, память подводит, и, в конце концов, у меня совершенно нет способности к языкам». Интересно, что время всегда находится для любимых дел, «слишком поздно» - понятие относительное. Да, с каждым годом будет еще позднее, память также подвластна тренировке, как и мышцы в спортзале, и если мы говорим хотя бы на одном, родном языке, значит, способны выучить и любой другой. Тем не менее, это эссе - не порция нравоучений, в бесполезном повторении прописных истин, скорее это попытка поделиться собственным опытом в изучении английского языка. Не думаю, что мой путь к английскому уникален, но его начало определенно строилось «не благодаря», а «вопреки».
Ура, английский!!!
Итак, третий класс, мы, ученики школы № 8 г. Павлодара, дружно поем песни Bonny M, ABBA и Beatles, механически повторяя слова и совершенно не понимая смысла, кроме редких исключений. Ритм и рифма помогают удержать в памяти сотни непонятных слов в определенном порядке. Очень скоро – через два года – этот заветный предмет, английский язык, появится в нашем расписании, и мы, наконец-то, расшифруем эти загадочные песни. Пятый класс, в расписании стоит уже заведомо любимый АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК! Ура! Но радость оказалась преждевременной - первый урок прошел на русском языке, а за ним второй и третий… Кроме того, учительница английского, Тамара Михайловна, благополучно болела месяцами, а когда появлялась на уроках, то говорила о чем угодно, только не об английском языке и не на английском языке. В девятом классе иностранный язык у нас вела новая учительница с чувствительной психикой, которая вскоре оказалась в психиатрической лечебнице, возможно, отчасти из-за нашего «знания» английского языка. Затем университет со своими тысячами – газетный перевод английских текстов со словарем, которые измеряли бумажными советскими рублями с портретом Ленина. Подобный метод изучения английского считаю самым бесполезным и даже вредным. Однако этот этап изучения английского был типичен для многих советских школьников и студентов.
«Nicetomeetyou!»,
или «Приятно познакомиться!»
Вторая моя попытка в изучении английского началась, когда в Павлодар приехали миссис и мистер Скоты с миссией обучить павлодарцев английскому, точнее американскому языку, как говорил Уинстон Черчилль, нас с Америкой разделяет один язык, что в действительности оказалось правдой. Пройдя два тура экзаменов: письменный и интервью, я оказалась среди 60 счастливчиков из 160 претендентов. Думаю, экзаменаторы увидели мое страстное желание овладеть английским, и, возможно, поэтому мне удалось выдержать вступительные экзамены. Хотя в то время даже фраза «Nice to meet you!» не была для меня легкой. Мери и Тод Скоты сделали свое доброе дело – в течение года, 8 часов в неделю, я с удовольствием посвящала изучению английского языка - и результат был неплохой. Затем я выиграла грант на изучение английского языка для академического успеха в Канаде и учила еще год академический английский, который необходим для дальнейшего обучения в англоязычных университетах.
Семь правил, которые помогли мне
открыть для себя английский
В настоящее время я руковожу Английским центром при ИнЕУ, и опыт, полученный в «добыче и освоении» английского, приносит свои плоды. Лично для себя я сформулировала семь правил, которые помогли мне открыть, полюбить и изучить английский. И это случилось именно в такой последовательности: сначала я полюбила английский, а затем его изучила. Конечно, все это очень субъективно, но для меня сработало.
Первое – это реальная, а не надуманная мотивация. Мотивации: английский – это модно, или каждый образованный или интеллигентный человек должен знать английский (с чем я на сто процентов согласна) не работают. Мотивация родителей, желающих, чтобы их дети изучали английский, тоже не работает, если ребенка не «зацепит» английский. На вопрос, зачем тебе нужен английский – ответ должен быть конкретный. Например, мне нужен английский с уровнем IELTS 7.5 для участия в программе по академической мобильности в 2015 году в таком-то университете, по такой-то программе. Или мне не нравится смотреть английские фильмы, дублированные на русский язык (что действительно снижает качество восприятия фильма), и я хочу смотреть их в оригинале.
Второе – главное, понять основную структуру языка целиком, а затем нанизывать на нее частности. Когда я вижу и понимаю, из чего состоит и на чем базируется язык, то знаю, в какую ячейку я понесу свою порцию знаний. Без данной системы может получиться «свалка» отдельных знаний, которые очень трудно употребить.
Третье – у меня был прекрасный тутор (от англ. tutor- наставник, репетитор) по академическому английскому письму, Даралинэ, которая говорила, что не надо постоянно начинать изучение сначала, даже если есть серьёзные пробелы. Надо идти вперед, а пробелы постепенно закроются. Кроме того, долго сидеть на одном уровне скучно, это разрушает притягательность английского. Каждое занятие должно давать результат – фразы, обороты которые останутся в памяти навсегда. Постоянное возвращение к началу - «болезнь» наших соотечественников. Многие желающие изучать английский даже при определенном уровне языка просят опять начать с нулевого уровня что бы досконально изучить язык на этом уровне. В данном случае работает поговорка: «Лучшее - враг хорошего». Перфекционисты редко бывают полиглотами. К слову, Даралинэ владеет 6 языками: английский, французский, фарси, русский, арабский и испанский.
Четвертое – ошибайтесь! Пробуйте говорить! Не бойтесь быть смешными! Чужой язык - это всего лишь набор звуков, которые надо научиться имитировать как можно более похоже с носителями языка. Поэтому можно обезьянничать с удовольствием! Например, повторять c выражением за диктором BBC «Thank you very much, indeed», делая особое ударение на последнем слове. Или при просмотре английских фильмов повторять за артистами фразы, которые они говорят на разном эмоциональном фоне – радость, грусть, гнев, удивление. Обычно в таком случае уровень запоминания возрастает в разы.
Пятое – не учите слова, учите словосочетания. Отдельные слова трудно соединить и, кроме того, то, что в русском работает, в английском может звучать нелепо или нелогично.
Шестое – используйте аутентичные учебники и источники. Русскоязычные авторы не всегда могут учесть все нюансы английского языка. Например, в одном английском учебнике русскоязычного автора вкралась опечатка в идиоматическое выражение «Bright as a button» и получилось «Bright as a bottom» . В первом случае оно означает «блестящий ( в смысле ума), как пуговица», так как пуговицы мундиров отличных студентов зачищались до блеска, во втором – «блестящий, как пятая точка».
Седьмое - позитивный настрой. Я могу и буду! Если кто-то сделал это, почему я не могу? Как писал Николло Макиавелли в своей книге «Государь», «что-либо сделать или свершить возможно, если у человека есть видение и смелость, которые можно также воспитать в себе».
Кроме всех прочих и уже известных преимуществ, которые дает английский, можно использовать изучения языка сугубо из профилактических целей, а именно – для развития памяти, которое поможет избежать или значительно отодвинуть такие болезни, как слабоумие и Альцгеймер. Вы еще думаете?