О том, как у нас работают КСК, что они должны делать и как справляются со своими обязанностями наверно не обсуждают только владельцы частных домов. А какие бурные диалоги происходят между жителями многоэтажек и работниками КСК все прекрасно знают. Наиболее популярной эта тема становится в отопительный сезон. Дозвониться в этот период до слесарной мастерской или диспетчера родного кооператива практически невозможно. Такое ощущение, что председатели вместе с сантехниками переезжают жить в подвалы.
Не прекращающееся противостояние между жильцами и работниками КСК не может продолжаться вечно. Сейчас уже многие говорят, что требуется реформа действующей модели взаимоотношений «собственник квартиры - обслуживающий персонал». Как выяснилось, эта модель уже существует. И ее имя СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ. Такая практика не ноу –хау, и давно применяется в европейских странах. В Павлодаре тоже есть одна сервисная компания. Принцип работы таков – на общем собрании жильцов выбирается орган управления, это как правило 4-5 человек наиболее активных из числа жильцов дома, которые берутся за управление домом. Затем, выбранный орган управления заключает договор с сервисной компанией. Кардинальное отличие от действующей модели в том, что сервисная компания производит начисления только за фактически выполненные работы. Будь то уборка прилегающей территории или что-либо другое, - рассказывает Аскар Абенов, руководитель государственного учреждения «Отдел жилищной инспекции» г. Павлодара.
Схема работы действующих КСК другая. Существует тарифная сетка. В Павлодаре средний тариф 14 тенге с квадратного метра. Минимальный тариф 8 тенге, максимальный свыше 25 тенге. Таким образом, с каждой квартиры ежемесячно должно оплачиваться в кассу КСК приблизительно от 300-400 тенге до 2000-3000 тысяч. Эти сборы должны расходоваться следующим образом – 3% идут на оплату налогов, 6% на административные расходы, 11% должно тратиться на проведение мелких ремонтных работ, а 80% это зарплата персонала КСК. На остальное, будь то ремонт крыши, ремонт инженерных сетей, подъездов, должен проводиться целевой сбор с жильцов дома. Проверять финансовую деятельность кооператива собственников квартир может ревизионная комиссия, состоящая из самих жильцов. Но как правило такое происходит достаточно редко, так как чтобы изучить документацию, сопоставить доход – расход, нужно время, и железные нервы. Проще оплатить по квитанции, либо вообще ничего не платить. В настоящее время только 60% жителей оплачивают за услуги КСК, остальные считают, что их КСК не работают, следовательно, платить им не за что, поясняет Аскар Абенов.
Жилищная инспекция засыпана жалобами от жителей города, на неудовлетворительную работу своих КСК. Инспектора выезжают с проверками, часто действительно нарушения выявляются. Но представители жилищной инспекции могут только зафиксировать факт нарушения, рычагов воздействия у инспекторов нет. Затем на общем собрании жильцов озвучиваются факты нарушений, а уж как поступать с КСК должны решать сами жильцы. Это может быть выход из состава кооператива, переизбрание председателя или что-то еще. Но опять же такое происходит очень редко. И все от инертности жителей.
В итоге получается, что самая выгодная позиция у КСК. Их деятельность практически не контролируема, за возможные допущенные ими нарушения практически не наказуема. Павлодар-онлайн в следующем материале расскажет о тех кооперативах сособственников, работа которых удовлетворяет жильцов. Иными словами, мы попробуем найти «эталонный КСК». Также затронем те КСК, где жители мучаются от бездействия обслуживающей организации и параллельно расскажем о тех домах, которые решают свои проблемы вообще без оных. А таких домов в Павлодаре 80.