Недавно вступил в действие новый Закон «О дорожном движении». Вроде и не новость, только многие автомобилисты считают, что из новшеств нас ждут лишь повышенные штрафы, новые категории в правах и продажа «красивых» номеров. На самом деле удар по карману нарушителей состоялся еще в мае – когда выросли те самые штрафы за нарушение правил дорожного движения, сейчас их повышения не будет. Но нас ждут новые сюрпризы – запрет аэрографии, обязательное оснащение кнопкой экстренного вызова автобусов, практически полное отсутствие разрешенных мест для стоянки и не только.

Наверняка никто не ждал этого закона так, как сотрудники полиции, которые становились героям многочисленных роликов в Интернете: автовладельцы с хорошо подвешенным языком «допрашивали» полицейских – на каком основании их остановили. И зачастую люди в погонах не знали, что ответить. Теперь же им в помощь закон! Статья 52 гласит:

«1. Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:

1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;

2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;

3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона;

4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона, на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;

6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;

8) регулирование дорожного движения.

2. Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается».

А вот и перечень тех самых документов: водительское удостоверение на право управления транспортным средством либо временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, с документом, удостоверяющим личность водителя; свидетельство о государственной регистрации транспортного средства либо документ, свидетельствующий о праве собственности на транспортное средство; в установленных законодательством Республики Казахстан случаях страховой полис; доверенность на управление транспортным средством, переданным во временное владение и пользование в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; путевой лист, документ на провозимый груз (товарно-транспортную накладную) и иные установленные законодательством Республики Казахстан документы на транспортное средство. Водитель обязан иметь их при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки.

К слову, всем, кто за рулем, стоит помнить сцены из голливудских фильмов, где полицейские просят водителя остановленной машины не выходить из салона и соблюдать спокойствие. Да, теперь и у нас выходить из автомобиля можно лишь после того, как страж порядка, остановивший вас, даст на то добро. Впрочем, и сидеть в машине запрещается, если вам сказали, что нужно обязательно выйти. 

* * *

В статье 51 прописаны и основания для запрещения эксплуатации транспортных средств. Их тоже немало – и наличие технических неисправностей, и непрохождение техосмотра (за исключением транспортных средств категории M1, возраст которых не превышает четырех лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта), и отсутствие страховки. Но вот что удивило многих: нанесение на кузов аэрографических трехмерных рисунков – это тоже повод для того, чтобы вам запретили пользоваться вашим авто. До тех пор, пока вы не избавитесь от этого основания. 

* * *

Есть новшества, которые наверняка водителей порадуют. Правда, не так их и много. Безусловный плюс – юридическая сила рукописной доверенности (подпункт 2) пункта 2 статьи 54), правда, и ее следует в обязательном порядке регистрировать в административной полиции.

Еще теперь можно не ждать приезда полиции на место ДТП: все в той же статье 54 прописано – в случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия. 

* * *

Пункты из заоблачных далей тоже в законе имеются. К примеру, когда речь идет о медицинской помощи пострадавшим в ДТП, то оперативное реагирование здесь должно строиться по единой схеме, обязательным элементом которой является система экстренного вызова. По закону находящиеся в эксплуатации транспортные средства категорий М и N (у которых как минимум 4 колеса), используемые для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов, оснащаются в обязательном, а не добровольном порядке устройствами вызова экстренных оперативных служб. Остается ждать ответов: за чей счет и как скоро нужно будет оснащать автобусы и грузовики такими устройствами, кто будет выступать в роли оператора системы электронного вызова (такое понятие в законе тоже есть)? 

* * *

Долги отдают только трусы – это не про штрафы в дорожную полицию. По новому закону в административной полиции вам могут отказать в госуслуге, если у вас есть неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Иными словами: если у вас есть неоплаченный штраф, то нужно сначала рассчитаться по долгам с государством, а потом идти переоформлять машину, получать новые права и так далее. 

* * *

Коллизия, однако, со скоростью вышла. При том, что максимально допустимая скорость на дорогах вне населенных пунктов остается 110 километров в час, новым законом вводится все-таки еще одно ограничение: запрещается скорость движения свыше ста километров в час при отсутствии раздельных проезжих частей дороги для движения в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях. Получается, что большинство наших трасс попадают под это ограничение.

Также к «странностям» законодательного акта можно отнести подпункт 22) пункта 4 статьи 54, где указано, что водителю запрещается стоянка на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями. Опять же, этот пункт коснется большей части внутригородских улиц – на обочине уже не припаркуешься, даже если знака, запрещающего стоянку, нет. 

* * *

Обязательному техническому осмотру тоже отводится немало места в законе. Из нового: техосмотр не обязателен для транспортных средств категории M1, возраст которых не превышает четырех лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта (к категории M1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения). Правда, не нужно забывать, что наши северные соседи к таким нововведениям не готовы: если вы поедете в Россию без талона техосмотра, и вас там остановит сотрудник дорожно-постовой службы, штрафа вам не избежать.

К слову, многим предпринимателям, которые сейчас проводят техосмотр, следует помнить, что вообще-то это мероприятие проводится не для галочки. И если в ходе проведения обязательного технического осмотра оператором не выявлены неисправности автомобиля, либо сведения о них не были внесены в диагностическую карту технического осмотра, оператор технического осмотра обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца машины либо третьих лиц вследствие таких неисправностей. 

* * *

Немало внимания в законе уделено дорожному содержанию, планированию и застройке населенных пунктов, правда, совершенно не ясно, кто это будет контролировать. К примеру, в статье 30 идет речь об устойчивом транспорте. Оказывается, это не что иное, как транспортные средства, позволяющие снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду, то есть велосипеды и электромобили. Так вот, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы обеспечивают транспортное планирование с учетом развития устойчивого транспорта, то есть схемы территориально-транспортного планирования, генеральные планы населенных пунктов должны предусматривать наличие парковок, паркингов, велосипедных полос движения либо велосипедных дорожек, а также полос движения, предназначенных для общественного транспорта и специальных транспортных средств организаций скорой медицинской помощи и противопожарной службы. А тем, кто занимается разработкой новых микрорайонов Павлодара, хочется напомнить, что по закону необходимо учитывать соотношение пропускной способности дорог, транспортных развязок, парковок и паркингов и концентрации автотранспорта.

Есть требования и к должностным лицам, ответственным за состояние дорог: они обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии, принимать меры к своевременному устранению помех для движения. Более того, участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба, причиненного им вследствие несоответствия дорог, улиц, площадей и железнодорожных переездов требованиям безопасности движения (статья 53).

И напоследок: участники дорожного движения обязаны действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения. Так что требование уважать друг друга на дорогах – это не норма этики, а обязанность каждого казахстанца.

К слову, о доверенности

Со следующего года в Казахстане по поручению Президента вообще планируют отменить этот документ за ненадобностью. Правда, штрафы за незарегистрированную в полиции доверенность на авто сохранятся до конца года, об этом рассказал председатель Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Игорь Лепеха. Сейчас законопроект по этому решению находится в Мажилисе, и до конца года он должен быть принят. Правда, до конца года граждан все так же будут штрафовать за незарегистрированную в полиции доверенность на управление авто, поскольку эта норма есть в Законе «О дорожном движении». Сейчас за отсутствие регистрации доверенности в полиции штраф составляет 0,5 МРП (926 тенге).

Можно не бояться?

Норма о парковке вдоль проезжей части пока останется прежней – по крайней мере журналистов в этом заверил председатель Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Игорь Лепеха. «Пока не будет никаких коренных изменений, – сказал Лепеха, отвечая на вопрос относительно новой нормы в законе, подразумевающей запрет на парковку вдоль дороги там, где нет соответствующего разрешающего знака. – Если желтой линии вдоль магистрали нет, если знака «остановка запрещена» нет, можно останавливаться. Сейчас мы отрабатываем с местными исполнительными органами механизм решения этой ситуации. Пока водители пусть не боятся», – отметил глава комитета. Он предположил, что новая мера будет в последующем урегулирована либо законодательными поправками, либо подзаконными актами. Главное – чтобы эти слова донесли и до всех полицейских страны, которые сейчас работают на наших дорогах.

А вот инспектор управления административной полиции ДВД Павлодарской области Бибол Жуманов рассказал, что в ближайшее время знаки для парковки будут установлены во всех городских дворах, за исключением частных территорий. Кстати, по словам полицейского, сейчас все патрули, которые работают на дорогах и останавливают водителей, проводят с ними разъяснительные беседы о новом законе и раздают памятки. Более того, Б. Жуманов говорит, что немало автовладельцев знают о ряде новшеств, например, о том, что из салона машины выходить нельзя до того, как инспектор это разрешит.

Нехорошая статистика

За девять месяцев этого года в Павлодарской области было зафиксировано более 61 тысячи нарушений правил дорожного движения, большая часть из них - свыше 10 тысяч - касалась скоростного режима. Полицейские задержали на дорогах региона более трех тысяч пьяных водителей, больше двух с половиной тысяч человек были лишены судом водительских прав, 607 подверглись административному аресту. Штрафовали и пешеходов - более 6,5 тысячи человек. С начала года на дорогах области произошло 682 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 64 человека и более 900 были травмированы. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество смертей уменьшилось.

Поделиться
+1