Некачественных товаров и услуг на нашем рынке год от года становится все больше и больше. Об этом красноречиво свидетельствует число обращений, поступающих в Павлодарское областное общество защиты прав потребителей «Савар». Так, если за весь 2012-й год обращений было 178, за 2013-й – 244, то лишь за девять месяцев этого года их зарегистрировано уже 254. Жалуются потребители по самым разным поводам.
Леонид Видякин, председатель «Савара», рассказывает о последних примерах. Купила немолодая женщина в торговом доме «Артур» серебряную цепочку – сыну в подарок. Однако имениннику подарок не понравился, и незадачливая покупательница вернулась к продавцу – обменяйте, дескать, на другую цепочку. Продавец – ни в какую: «Не положено! Золото и серебро обмену не подлежат». Женщине не оставалось ничего другого, как обратиться в общество защиты прав потребителей. Сотрудники общества созвонились с продавцом ювелирных изделий и поставили того перед фактом: «Вы поступаете неправильно. Вы должны сделать обмен, так как изделие не было в эксплуатации. Мы вам претензию выставим». Спустя полчаса этот продавец позвонил в «Савар» и сообщил, что он только что проконсультировался с юристом. Как оказалось, в данной ситуации он был неправ. Продавец покаялся, просил прислать к нему недавнюю покупательницу – цепочку он ей обменяет.
Другой случай. В «Технодоме» молодая семья приобрела блендер, он прослужил им пять месяцев и вышел из строя. Поскольку на этот бытовой прибор дается год гарантии, хозяева сдали его в сервисный центр. Однако ремонт блендера почему-то затянулся, и тогда растерянные потребители пришли в «Савар» с вопросом, как им быть.
– Я тут же вышел на сервисный центр, обрисовал им ситуацию. Связываться с судами они не захотели и пообещали выдать клиентам новый блендер – взамен сломанного. В сервисном центре им дали на руки соответствующий документ, с которым они отправились в магазин, все в тот же «Технодом», и заполучили там новенький блендер, – рассказывает Леонид Видякин.
Часто возникают споры из-за того, что предприниматели не желают обменивать покупателям приобретенную у них обувь, хотя по закону о защите прав потребителей на такого рода обмен дается 14 дней. На практике же все обстоит несколько иначе. У нас если такой обмен и происходит, то уже после непосредственного вмешательства общества защиты прав потребителей. Остановимся лишь на двух последних случаях. Приглянулись молодой женщине туфли в магазине «Счастье», принесла она их домой, примерила с платьем и сильно разочаровалась: не подходят по цвету! Вернулась в магазин, просила обменять туфельки на другие или же вернуть за них деньги. Но в ответ получила категорический отказ. Инцидент в конце концов разрешился в пользу покупательницы (за туфли ей вернули деньги, 15 тысяч тенге), однако для этого ей пришлось обращаться в «Савар». Подобная история приключилась с другими женскими туфлями, купленными на рынке «Манакбай». Мама купила их для дочери, дома примерили, а они оказались маловаты. Что было делать? Женщина пошла к продавцу на поклон: «Обменяйте на большие, пожалуйста!» Вместо понимания получила отказ. Пришлось покупательнице идти в общество защиты прав потребителей.
– Я вызвал к себе предпринимательницу, торгующую обувью на «Манакбае», и спрашиваю: «Почему вы на эти вот туфли чек не выдали?» Молчок. «Покажите-ка сертификат!» Растерянно хлопает глазами. «Да без сертификата вы вообще не имеете права торговать!» Женщины – продавец и покупательница – еще какое-то время выясняли отношения, но в итоге разошлись-таки с миром, – говорит Леонид Александрович.
Покупательнице вернули за туфли деньги. Успокоили и предпринимательницу: напомнили ей о том, что она может продать злополучные туфли (потому как они новые, неношеные) кому-нибудь другому.
В двух других ситуациях камнем преткновения стали кондиционеры. Жильцы одной из квартир устанавливали на стене дома кондиционер. Завидев такое, соседка-старушка принялась возмущаться: «Уберите свой кондиционер! Он шумит, он мне мешает». Дошло даже до вызова участкового. Ознакомившись с ситуацией, страж порядка поставил скандальную старушку перед фактом: возбудить дело он не может, потому что стена дома считается общей территорией. Тогда пожилая мадам решила проконсультироваться в обществе защиты прав потребителей. Здесь ей сказали, что судиться бесполезно, процесс она однозначно проиграет. И дали дельный совет: вызвать экспертов, которые произведут шумовые замеры; если кондиционер шумит больше положенного, можно будет предъявить претензию магазину. Так и сделали. На поверку шумовые эффекты от кондиционера оказались в норме. Во втором случае кондиционеры были действительно вредными. Жильцы установили их в своей квартире, причем сразу три, а когда включили, в доме стало трудно дышать. По совету все тех же защитников прав потребителей вызвали на дом эксперта. Тот обнаружил в кондиционерах значительное превышение формальдегида. Поставили об этом в известность владельца магазина «Сулпак», где приобретались эти кондиционеры. Он приехал, снял эти «свои» кондиционеры, вернул покупателям деньги. После чего избавился от всей партии бракованных агрегатов.
Теперь о конфликте иного характера. Скандал разыгрался в многоэтажке по Ломова, 135. Жильцы (в большинстве своем люди преклонного возраста) выступили против компании Теле-2, установившей на крыше их дома телевышку: на здоровье, дескать, это плохо влияет. Люди подали в суд, компания его проиграла и вынуждена была телевышку снять. По словам Леонида Видякина, работники Теле-2 изначально допустили ошибку: не заручились письменным согласием каждого из жильцов дома. Хотя по большому счету это, считает мой собеседник, большая глупость – спрашивать разрешение у всего дома, когда вышка ставится на одном подъезде. Павлодарское общество «Савар» уже послало в Астану, в Комитет по защите прав потребителей, предложение о пересмотре этой части закона.
Наши защитники прав потребителей отправили в столицу еще одно предложение, касающееся деятельности турфирм. В начале этого года в Павлодаре было несколько случаев, когда турфирмы оставляли потенциальных путешественников с носом: попросту исчезали с их денежками. Проблема здесь, поясняет Видякин, в том, что непосредственно сами туроператоры находятся, как правило, в Астане, а то и вовсе где-то в России, а здесь, на местах, сидят турагенты, взятки с которых гладки. В связи с этим павлодарские правозащитники считают: раз такое дело, то и ответственность за все должны нести эти самые турагенты. Такую поправку они и предложили внести в закон.
И еще один уникальный случай. В купленном салате мужчина обнаружил… женский ноготь, который наращивается. Возмущенный до глубины души, он даже не знал, на кого жаловаться: продавцы из кулинарного отдела не говорили ему, что это за предприятие. Вычислить владельца ИП удалось только с помощью общества «Савар». В действительности такого не должно быть в принципе, потому как каждый продавец обязан носить нагрудную карточку с именем и фамилией, а у кассового аппарата должна быть табличка с реквизитами юридического лица, то бишь торговой фирмы. Если ничего этого нет, требуйте книгу заявлений и предложений (больше известную как книга жалоб), оставляйте там свои замечания. Впрочем, такая книга если у кого и окажется в наличии, то их, уверена, будут считанные единицы.