Хлеборобам Павлодарской области удалось нынче, несмотря на крайне неблагоприятные условия, собрать в общей сложности 412,3 тысячи тонн зерна при средней урожайности шесть с половиной центнеров с гектара.

Конечно, далеко не всем удалось получить даже такой хлеб, местами набирали лишь от двух до трех центнеров зерна на круг. Всему виной холодная весна, сухое и жаркое лето, плюс плохая погода, установившаяся чуть ли не в самый разгар жатвы. Но что получилось – то получилось, урожай убран – зерно в закромах. Кто-то из крестьян отправляет его для подработки и хранения на элеваторы, которых, по отчетам, у нас аж десять, но только два имеют лицензии. Другие сушат и чистят зерно самостоятельно, засыпают его на временное хранение в товарные и семенные склады. Это уже поздние осенние заботы, и, кстати, не все области Казахстана могут себе позволить вот такую неспешную работу, потому что жатва в республике еще не завершена.

Как сообщается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РК, из 15,3 миллиона гектаров зерновых культур к 19 ноября было убрано 14,49 миллиона гектаров, намолочено в бункерном весе свыше 18 миллионов тонн зерна при средней урожайности 12,6 центнера с гектара. По оценкам специалистов министерства, после доработки общий объем собранного зерна будет около 17,6 миллиона тонн, что позволит Казахстану экспортировать до семи миллионов тонн зерна, основная доля которого – это пшеница.

А пока уборка в ряде областей продолжается уже по снегу. И поскольку зерно на хлебоприемные предприятия идет теперь повышенной влажности – до 30 процентов, для его сушки, подработки и транспортировки Правительством выделено дополнительно 53,5 тысячи тонн дизельного топлива. Нашей же области топливо понадобится разве что для сушки зерна, так как в последние недели жатвы с наших полей тоже шло зерно повышенной влажности. Кстати, пока на два наших лицензированных элеватора – Жолкудукский и Щербактинский – поступило, соответственно, 23 тысячи и 5,4 тысячи тонн зерна нового урожая. И если вести речь (пока предварительно) о качестве нашего зерна, то оно, по данным областного управления сельского хозяйства, в основном соответствует третьему и четвертому классам.

Что это значит? А это значит, что содержание клейковины в пшенице – 24-25 процентов, а натура зерна соответствует 720-730 граммам на литр. Думаю, что последний показатель требует разъяснений. Натура – это вес какого-либо объема зерна, или объемный вес. Этот показатель введен в основном для определения доли примесей в зерне, ведь примеси, как правило, легче зерна. Повышенная влажность, кстати, тоже снижает натуру зерна, и чем выше показатель натуры, тем выше и лучше суммарные качества зерна. У нас они в основном соответствуют третьему и четвертому классам.

А что нам дает градация по классам? Дело в том, что от нее напрямую зависит цена, по которой крестьяне продают зерно на рынке. Хотя, в принципе, какой у нас рынок? Если говорить о пшенице, то в большей степени монопольный, цены ежегодно диктует Продовольственная корпорация. Так вот, «Продкорпорация» в этом году предлагает за тонну мягкой продовольственной пшеницы третьего класса 42 тысячи тенге. Это, надо признать, граздо выше прошлогодней цены, когда в сезон давали от 25 до 28 тысяч тенге за тонну той же третьеклассной пшеницы.

Дальше данные Минсельхоза и нашего облсельхозуправления разнятся. На официальном сайте Минсельхоза говорится, что тонна пшеницы четвертого класса стоит нынче 36 тысяч тенге, а пятого класса – 28 тысяч. А наше облсельхозуправление, со ссылкой на цены АО «НК «Продкорпорация», информировало о том, что пшеница четвертого класса принимается по 35 тысяч тенге за тонну, пятого класса – 30 тысяч тенге. По такой же цене будут закупать ячмень второго класса. Но и это еще неокончательно, так как у нас крестьяне подразделяются на плательщиков НДС и на тех, кто от этого налога освобожден. Так вот, у плательщиков НДС пшеницу третьего класса «Продкорпорация» закупит по названным выше ценам, а у неплательщиков – подешевле. Пшеницу третьего класса возьмут по 40700 тенге, четвертого класса – по 33950 и пятого класса – по 29100 тенге за тонну. То есть неплательщики не мытьем, так катаньем налог все-таки платят, только оформлен он по-другому.

Много ли выручат в этом году крестьяне за свое зерно? Вряд ли. При такой урожайности, как нынче, хватило бы на то, чтобы по кредитам рассчитаться да что-то припасти на посевную будущего года. Дело в том, что перед каждым полеводческим сезоном «Продкорпорация» кредитует потенциальных производителей зерна, и рассчитаться с корпорацией нужно сразу же после хлебоуборки, желательно зерном и обязательно – если крестьянин оформлял товарный кредит. Вот и нынешней весной производители зерна подписали с «Продкорпорацией» кредитных договоров на 500 миллионов тенге, теперь настал самый неприятный момент – надо платить по счетам. И это уже происходит. К среде, 19 ноября, заемщики «Продкорпорации» выплатили в счет погашения кредитов 167,8 миллиона тенге, это 33,6 процента от общей задолженности.

Много это или мало – сказать трудно, особенно по нынешнему году. Если вести речь о хозяйствах, получивших хотя бы средненький урожай, то при нынешних закупочных ценах рассчитаться можно без особого напряга. Хуже тем, кто собрал те самые два-три центнера с гектара. Таковых, кстати, немало не только в нашей области, но и в целом по республике. Не случайно Министерство сельского хозяйства приняло-таки решение о компенсациях крестьянам в связи с засухой. Хотя, с другой стороны, компенсации эти обставляются такими условиями, что легче махнуть рукой и просто забыть этот неурожайный год. Что до кредитов, то, надо полагать, с учетом сложившейся ситуации «Продкорпорация» все-таки, как это не раз было, примет решение о пролонгации кредитов наиболее сильно пострадавших от засухи крестьян. Будет ли это сделано, не знаю, но совершенно очевидно – это нужно сделать, если не хотим допустить банкротства десятков крестьянских хозяйств, попавших в очень трудную ситуацию.

Поделиться
+1