Деловые женщины Казахстана и Президент страны преследуют разные цели. Первые говорят о том, что женщинам необходима самореализация в политике и бизнесе. Лидер нации призывает соотечественников укреплять семейные традиции, по которым женщина, в первую очередь - это мать и хранительница семейного очага. Такие разногласия между гендерными амбициями небольшой части предпринимательниц и демографической необходимостью страны я наблюдал на Республиканской конференции «Продвижение женщин на уровень принятия решений», которая прошла 13-15 ноября в Павлодаре.
Эта конференция прошла в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Её организовала Ассоциация деловых женщин Казахстана совместно с ИНЕУ при поддержке Национальной комиссии по делам женщин при Президенте РК, Министерства культуры РК и Акимата Павлодарской области. В ней участвовало более 200 женщин, половина из которых прибыла из разных регионов страны. В программе конференции были семинары, тренинги и мастер-классы по женскому политическому лидерству.
Логическим завершением конференции стал благотворительный двухдневный концерт «Две звезды» в ГДК, на котором было собрано больше миллиона тенге в помощь двум павлодарским семьям, чьи дети нуждаются в срочном лечении. Я побывал на первой сессии конференции, которая прошла в Доме дружбы 14 ноября с участием акима Павлодарской области Каната Бозумбаева. Кроме него в зале я насчитал всего шесть мужчин. Все остальные были женщины - цвет казахстанской и павлодарской политики и бизнеса. Вот такой благоухающий розарий. Говорю это без иронии. Воздух в зале был буквально пропитан дорогим парфюмом.
Начну с того, что послужило поводом для такого представительного собрания женской половины отечественной бизнес-элиты. В начале года на Всемирном экономическом форуме было объявлено, что Казахстан занял 32 место среди 136 стран мира в рейтинге гендерного разрыва. Это не плохой показатель. Но он мог быть лучше, если бы Казахстан не занимал 65 место по представленности женщин в политической сфере. Тех темпов, с которыми женщины занимают в стране руководящие государственные посты, не достаточно. К примеру, сейчас в Республике число женщин-депутатов маслихатов составляет 18,2%, а в маслихатах павлодарщины – 23%.
Сегодня основным двигателем политической, экономической и общественной активности казахстанок является РОО «Ассоциация деловых женщин Казахстана», которая в следующем году отметит своё 20-летие. Всё это время её бессменным лидером является бизнес-леди Раушан Сарсембаева. Она объединила активных и амбициозных соотечественниц под лозунгом: «Быть видимой и значимой, а значит – быть профессионалом и лидером». При содействии Ассоциации в Казахстане работают 15 клубов женщин-политиков и свыше 50 школ женского политического лидерства. Сейчас поговаривают о создании «Ассоциации деловых девочек» для студенток.
Нужно отметить, что Сарсембаева – эффективный организатор и зажигательный оратор. Но, по моей субъективной оценке, её агитаторский пыл, нашёл бы более живой отклик на собраниях воинствующих феминисток в Европе и США. Например, как в сатирической фантасмагории Федерико Феллини «Город женщин». У нас восточная страна, с восточным менталитетом. К тому же, на мой взгляд, в Казахстане созданы все возможности для политической карьеры женщин. Причём, на равных правах с мужчинами, без особых привилегий. К примеру, на днях Госсекретарём Казахстана стала Гульшара Абдыкаликова. Поэтому вся эта возня вокруг гендера мне кажется надуманной и какой-то неестественной.
О том, сколько женщин в нашем регионе имеют доступ к принятию государственно важных решений, на конференции рассказал аким Павлодарской области Канат Бозумбаев:
- В Павлодарской области женщины составляют 53 процента от общего числа жителей, и более 60 процентов экономически активного населения. В структуре занятости женщины больше представлены в социальном секторе. В образовании - 88 процентов, в здравоохранении – 83 процента и в культуре – 74 процента. Более 3000 женщин работает в органах исполнительной власти, что составляет 64,5 процента от общего числа госслужащих. Из 185 госорганов области 58 возглавляют женщины – это практически треть всех руководителей госструктур. Из 36 заместителей акимов городов и районов 9 – женщины – это 25%. Они возглавляют 23 из 148 акиматов сельских и поселковых округов. Год назад их было 17.
В 2013 году в Павлодарской области кандидатами в кадровый резерв «корпуса А», откуда можно выдвинуться в руководящий состав акиматов, было зачислено 15 человек, из них – три женщины. В 2014 году в кадровый резерв вошли ещё две женщины. Одна из них в этом году назначена на должность акима Майского района. Недавно первым заместителем председателя областного филиала партии «Нур Отан» была избрана Курманова Айзада Амангельдиновна. В сравнении с предыдущим созывом почти на четверть увеличилось представительство женщин в маслихатах всех уровней. В составе областного маслихата - 4 из 32 депутатов, в городских и районных – 46 из 174 – женщины. Так что, когда журналисты ругают местную, исполнительную и представительную власть, они должны знать, что на 65 процентов они критикуют женщин. (Смех в зале).
Говоря о политической и общественной активности женщин аким области напомнил, что из восьми филиалов политических партий, зарегистрированных в регионе, два возглавляют женщины. Из более 600 НПО 248 (38%) руководят дамы. Также женщины активно участвуют в консультативно-совещательных органах, которые также влияют на принятие решений в регионе. Например, в состав Регионального координационного совета по поддержке субъектов частного предпринимательства по Программе «Дорожная карта бизнеса 2020» входит 32 человека, из них 8 женщин. В состав Экспертного совета по вопросам предпринимательства при акиме области входит 19 человек, 6 из них - женщины. Кстати, свою команду глава региона набирает по следующим критериям: профессиональные навыки, квалификация, репутация. Это для всех без исключения.
- Обсуждая продвижение женщин на уровень принятия решений, мы не должны забывать, что наша область относится к регионам с низким показателем рождаемости, - перевёл своё выступление в русло проблем демографии Канат Бозумбаев. - Нам нужно повышать роль и авторитет женщин, занимающихся воспитанием детей, и формированием нового поколения казахстанцев. В конечном счёте, именно эта категория граждан вносит самый весомый вклад в развитие региона и всей страны. У нас огромное государство, но нас мало. Главная задача, чтобы здесь не 17 миллионов жило, а в два раза больше. Ресурсы позволяют всех прокормить. Жизненные пространства не могут быть долго не заселёнными. Поэтому перед нами – большая историческая задача – увеличить количество граждан независимой страны и правильно их воспитать.
Тему рождаемости в Казахстане продолжила Махаббат Бекбосынова, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Она отметила, что Нурсултан Назарбаев дал ориентир казахстанской нации на возрождение семейных и духовно-нравственных ценностей:
- Женщина не должна забывать, что основной её задачей является материнство, создание семейного очага. Все истоки начинаются с семьи. Президент в своем Послании сказал, что семья - это ячейка общества. Если семья будет благополучной, счастливой - это будет профилактика и бытового насилия, и алкоголизма, и наркомании, не будет социальных сирот и брошенных стариков. 19 сентября прошёл республиканский конкурс «Мерейлi отбасы». В нём первое место заняла семья, в которой 76 человек. Это мама и папа, 8 детей с мужьями и жёнами, 33 внука и 15 правнуков. Если мы говорим о демографической проблеме, то я приведу пример этой семьи. 23 мая во всех регионах страны проходили отборочные туры. До 19 сентября в их семье появилось ещё пять новых казахстанцев (бурные аплодисменты в зале).
Женщина должна родить детей, какая бы она успешная и активная ни была. Мужчины за нас это сделать не могут. Поэтому, за всеми политическими лозунгами мы не должны забывать, что женщина – это, прежде всего, продолжательница рода человеческого. Если возьмём девяностые годы, когда рождаемость была низкая. То людей, которые сегодня будут активны в трудовом возрасте, уже меньше. Вчера я была на конференции по Каирской декларации, которую проводил Комитет по народонаселению. Дарига Назарбаева сказала, посмотрите на европейские государства, там сегодня стоит серьёзно проблема старения населения. Потому что женщины забыли свою функцию продолжения рода. И очень мало сегодня людей, которые сегодня могут работать и производить блага. Это обратная сторона эмансипации.
При этом Махаббат Бекбосынова отметила, что продвижение женщин в органы власти необходимо для решения чисто женских проблем – женской безработицы, ранних браков, суицидов среди девочек и так далее:
- Когда я выезжаю в регионы я всегда обращаюсь к женщинам-бизнесменам, оглянитесь вокруг себя посмотрите сколько женщин, которые сегодня не получили образование или профессию в силу каких-то причин. Давайте, мы протянем руку каждой женщине. Не просто дадим им деньги, а вытянем из болота, устроим им судьбу. Если каждая деловая женщина поможет состояться ещё десятерым, то миссия женщины на уровне принятия решений состоится. Тогда не будет брошенных детей по мусоркам, тогда не будет детей, которых продают женщины-алкоголики на рынках. Надо стремиться к представленности женщин в органах власти, но не ставить это самоцелью.
От проблем народонаселения Казахстана дискуссия вернулась в прежнее русло. Выступила Ляззат Сулеймен, член Центральной избирательной комиссии РК, которая прошла все ступени карьерной лестницы, начиная от простого консультанта. Она рассказала о причинах, по которым женщины, баллотирующиеся в депутаты, проигрывают предвыборную гонку:
- Для того, чтобы говорить о проигрышах женщин на выборах и причинах нудны глубокие социологические исследования, чего мы в нашей стране не проводили. Моё субъективное мнение: с начала независимости до сегодняшнего дня в региональных маслихатах число женщин выросло с 8 процентов до 18 процентов. В 2007 году в городских и районных маслихатах страны было 37 женщин, сейчас – 46. В 2016 году будут очередные выборы в маслихаты. Есть предпосылки, что цифра увеличится. Почему проигрывает женщина? Мне кажется – это и боязнь, они иногда не соглашаются участвовать в формальной политической игре. Я недавно вернулась из США, где участвовала на выборах в Конгресс США. 237 лет эта страна строит демократию, и впервые 100 женщин избраны в Конгресс. У них 435 конгрессменов. Это около 23% всех конгрессменов. У нас в Парламенте процент женщин выше. Женщины везде продвигаются. Я не говорю о Европе. Есть африканские страны, где есть квоты для женщин, которые включили в Конституцию, где по 50 процентов женщин сидят в парламенте и это не срабатывает. Я не против квот. Но это очень спорный вопрос. Для первого шага я предлагаю в сегодняшнюю резолюцию включить просьбу к политическим партиям, чтобы они включили в свои партийные списки 30 процентов женщин. Я проанализировала, как это было на прошлых выборах. Намного ниже 30 процентов. Мы должны избавиться от того мнения, что нас во власть не пускают мужчины (ропот в зале). Значит, эти женщины не достаточно позиционировали себя, как политики, умеющие преодолеть эту вершину. Поэтому всё в наших руках.
О тягостях политической конкуренции с мужчинами рассказала Меруерт Казбекова, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции партии «Акжол»:
- Мы чётко должны понимать, что политика - это мужской мир. У них сложились свои правила. И когда мы врываемся туда со своим правилами, нас просто там не приемлют. В чужой монастырь со своим уставом не идут. Как я сама отметила, в этой конкуренции совершенно не важно, какого ты пола. Главное, твой коэффициент полезного действия. Я как экономист рассуждаю: женщин в Казахстане более 50 процентов населения. Женщины на 12 лет живут больше, чем мужчины, среди них больше образованных, они более стрессоустойчивы, более работоспособны, менее коррумпированы. Нельзя не использовать такой ценный ресурс.
Завершая обзор этой Конференции, хочу задать риторический вопрос: почему, когда кто-то борется за равноправие, то обязательно требует для себя каких-то особых прав и особых условий? Подбор управленческих кадров – дело ответственное, здесь должен действовать принцип меритократии, специалисты должны отбираться по профессиональным качествам, а не по национальности или полу. Не думаю, что женщины, которые сегодня занимают государственные руководящие посты, всю свою жизнь думали о карьере, гендере и конкуренции с мужчинами. Они просто хорошо делали свою работу и были замечены. Те же, кто сегодня рвётся к власти и требует квот – хотят всего и сразу. Я считаю, что нашим руководителям не стоит джентльменствовать в этом вопросе и пропускать дам вперёд, только на том основании, что они дамы. Если хотят равноправия – пусть встают в общую очередь.