Музыкант или музыкальная группа, стремящиеся стать известными, никогда не должны сидеть без дела. Каждый выбирает свой путь для достижения цели. Кто-то обращается к продюсеру, кто-то надеется на хорошие выступления в клубах, а кто-то становится первопроходцем, воспользовавшись Интернетом. Уже сейчас, у многих нет сомнения, что всемирная паутина стала отличным способом научиться чему-то новому самостоятельно.
Редакция Павлодар-Онлайн записала интервью с Олегом Коноваловым. Музыка не основная его профессия, но удивляет совсем не это. Необычен для нашего города выбор музыкального инструмента. Это волынка.
Павлодар-Онлайн: Привет, Олег. Начнем, пожалуй, с уже давно устоявшегося в журналистике вопроса: С чего все начиналось?
Олег Коновалов: Самый первый опыт, когда было осуществлено знакомство со звучанием волынки, это фильм «Храброе сердце», 95го года, именно в нем я первый раз услышал этот дивный инструмент, прекрасное звучание, немножко волшебное.
Уже не так давно я узнал, что на самом деле в те времена на волынках шотландцы не играли.… Наверное, оттуда и пошла любовь к этому звуку, к этому инструменту. И в один момент я просто решил, что надо пробовать и осваивать этот инструмент.
ПО: Мы знаем, что это твоя первая волынка. Расскажи о ней поподробнее?
О.К.: Это испанская волынка, полноценное название Gaita Gallega (Гайта Галлега), переводится как Галисийская волынка. В простонародье музыканты называют её «гайта». Вопреки общественному заблуждению, волынка это далеко не шотландский национальный инструмент, в том плане что, да, это шотландский национальный инструмент, но изобрели её вовсе не шотландцы. У меня как раз европейский вариант, работает по такому же принципу, как и любые другие волынки, т.е. мешок и дудки. Единственное, что отличает испанскую волынку от шотландской - это другое количество дронов. (от ред. дрон — трубка волынки, издающая непрерывный однотонный звук)
ПО: Расскажи, пожалуйста, где ты учился и как решился освоить это диковинный инструмент? Ездил на какие то слеты, фестивали, мастер-классы?
О.К.: Признаюсь, найти обучение по этому инструменту довольно сложно, волынка не распространена ни в Казахстане, ни в России. Мне повезло познакомиться с Владимиром Молодцовым. Это волынщик из Санкт-Петербурга. Он настоящий профессионал, играет около 18 лет на волынках, занимается развитием и продвижением волынок в России и в СНГ, активно помогает новичкам. И когда по рабочим командировкам я бываю в Петербурге, я обязательно захожу к нему и беру мастер-классы.
Летом я ездил на недельную школу по игре на волынке опять же под его руководством и, пожалуй, это мой единственный источник знаний по игре на волынке, который я сейчас активно осваиваю.
В планах у меня обязательно съездить в Шотландию, посмотреть, пообщаться там с волынщиками, поиграть по возможности. Я очень хочу съездить и вживую пощупать эту культуру.
ПО: Мы увидели, что репетируешь ты дома. А как соседи реагируют на незнакомые звуки? По батареям не стучали еще?
О.К.: Я стараюсь позже 9ти вечера не играть, хотя по закону могу и позже. В основном ограничивается тем, что соседи начинают со мной знакомиться в подъезде, на улице, спрашивать я ли это играю на волынке. Отвечаю, что да, и сразу спрашиваю, не мешаю ли, не громко ли. Еще никто не возмущался и не стучал по батареям, по стенам. (Улыбается) По соседству у нас живет маленькая девочка, ей 5 или 6 лет, соседка рассказывала, когда она слышит волынку через стенку, говорит всем дома «тише-тише музыка играет, хочу послушать».
ПО: Это популярность
О.К.: Наверное (Улыбается)
ПО: Можно для жителей подъезда концерт уже устраивать.
О.К.: Да, учитывая, что когда я играю на волынке, если окна открыты, как правило, весь двор слышит.
ПО: Сложно ли играть на волынке разноплановые мелодии?
О.К.: Скажу так : не просто. Если сравнивать мой опыт освоения гитары, то на гитаре я через неделю уже играл «Пачку сигарет», что-то там бренчал-звучал, а на волынке, наверное, месяца 1,5 только учился правильно дышать и держать давление. Какую-то первую отдаленно напоминающую мелодию я стал играть спустя 3-4 месяца, и то это было совсем что-то такое дикое, и только спустя 6-7 месяцев я стал осваивать те мелодии, которые вы уже сейчас слышите на записи. Да, это сложный инструмент в освоении, это не наспех. Может быть, тот, у кого есть опыт игры на других духовых инструментах, освоит волынку гораздо быстрее. Все-таки принцип игры схож.
ПО: А играешь по нотам?
О.К.: Пришлось изучать нотную грамоту, ради волынки. Хотя, музыкального образования у меня нет. Опять же В.Молодцов издал прекрасный учебник, как осваивать нотную грамоту по волынке с листа, по нему и учусь, не скажу, что это что-то сверхъестественное и невозможное.
ПО: Ты упомянул, что играешь на гитаре, а какими еще инструментами владеешь?
О.К.: Гитара с 15-16 лет. Потихонечку осваиваю ирландское банджо, четырехструнный инструмент. Играю на ирландских вистлах, это флейты. С вистлами, с банджо попроще… Банджо все-таки струнный инструмент и, имея гитарный опыт, гораздо легче осваивать его, хотя есть свои нюансы. По ирландским вистлам, тоже довольно-таки просто идет освоение, потому что у них аппликатура совпадает с моей волынкой, т.е. практически тоже самое положение пальцев для нот. Еще есть у меня ирландский бубуен – Боуран, но к нему пока не притрагиваюсь, это у меня только в планах. Пожалуй, вот он весь мой ассортимент.
ПО: Как ты считаешь, насколько популярна волынка в Казахстане?
О.К.: В Казахстане волынка, наверное совсем не популярна. Не уверен, что в Казахстане есть хотя бы один волынщик кроме меня.
ПО: А в России?
О.К.: В России, естественно, побольше. Но, в принципе, волынка это такой инструмент, который в массовую популярность вряд ли когда-то придет. У него характерное особое звучание и даже, если взять крупные города России, скажем … Казань, Новосибирск, Ростов и т.д., то вряд ли там наберется больше 5-10 играющих постоянно волынщиков. В Петербурге, в Москве там есть целые ансамбли, есть даже школы, но все равно, я не думаю, что несколько сотен даже наберется по всей России, играющих постоянно волынщиков. Это я специально подчеркиваю, потому что 80% людей, у которых есть волынки, повесили их на стенки, попробовали и особо не развивают, и вот только 15-20% действительно развиваются, играют, растут и т.д.
ПО: Ты сегодня встретил нас в шотландском костюме. Расскажи о нем. Что из себя представляет?
О.К.: Тут конечно у меня есть небольшой ляпс, встретил-то я в шотландском костюме, а играл на испанской волынке. Этому есть вполне логичное обоснование. Если бы я оделся в традиционный костюм, в котором галисийцы играли на волынках, то меня бы сочли за участника Ку-клукс-клана. Потому что галисийцы играют в белых халатах и белых колпаках, естественно, в таком наряде я никогда не появлюсь, и даже не буду пытаться объяснить, что это национальная одежда галисийцев для игры на волынке. Поэтому я одеваю такой более знакомый приятный взгляду наряд шотландца.
Если пробежаться по наряду, то это килт пятиярдовый. Существуют восьмиярдовые и пятиярдовые, ярд это метр. То есть, если разложить мой килт, он будет в длину 5 метров, он сложен складочками, весит порядка 3х кг. Затем рубашка такая стандартная. Впереди у меня висит, так называемый, «спорон». По сути, это бумажник, изначально спорон шел, как фехтовальный элемент защиты паховой области мужчины. Со временем он уже приобрел более хозяйственные функции: ношение патронов, сухпайков и т.д. Затем, за голенишем у меня "скин ду" - очень интересный элемент костюма. Кинжал, чье название переводится с гаэльского как "черный нож". Причем подразумевался черный, не его цвет, а его скрытность. Когда англичане запретили шотландцам носить любое оружие, они тайно носили с собой под складками одежды какие-то короткие небольшие ножи, чаще всего они носили их под мышкой, чтобы можно было скрыть и легко достать на случай какого-то боя.
Но, существовала такая традиция-принцип, когда шотландец приходил в дом к другому шотландцу, он должен был достать этот нож и положить его на видное место. При этом существовало два положения: если он затыкал за наружную сторону голенища, то это означало, что он пришел с добрыми намерениями и он не желает зла хозяину этого дома, то есть такой фактически белый флаг, можно сказать. Если же он затыкал нож за внутреннюю сторону голенища, то это означало, что его клан в состоянии войны и что он пришел с какими-то агрессивными возможно мыслями.
Про костюм конечно можно говорить долго и очень интересно. Много можно сказать и про тартан, это непосредственно клетчатый материал, из которого делаются килты. Узоры килтов это отдельная история, существует около…зарегистрированных только!!! 1500-2000 узоров, каждый соответствует своему клану, вобщем это отдельная большая история. В Шотландии есть даже отдельная должность – теоретическое изучение и регистрация узоров и тартанов. Ну, если в двух совах, этот костюм я приобрел в Москве, там есть специальный магазинчик, они в свою очередь возят из Лондона и Эдинбурга эти все элементы. То есть все это было оригинально пошито в Лондоне и в Эдинбурге.
ПО: Какое направление в музыке тебя больше всего привлекает?
О.К.: Ну, смотря, что… Если послушать, то в плеере на телефоне, как у всех есть и современная музыка, и рок, и попса и т.д.. А если, говорить про какую то игру, то привлекают, в первую очередь, фолк и средневековая музыка. У меня есть мечта собрать в Павлодаре какую-нибудь фолк-группу и поиграть средневековую музыку. В Усть-Каменогорске есть товарищ, который играет на перкуссии, он как раз таки играет на ирландском Боуране, когда мы встречаемся, он берет Боуран, я беру волынку, и вместе играем. В основном это такие задорные ирландские джиги, танцы, рилы и т.д. Вот эти два направления мне больше всего импонируют.
ПО: Ты сказал, что мечтаешь собрать фолк-группу. А как можно тебя послушать? Или можно просто постучать в дверь ….
О.К.: Да, можно и так. Я всегда рад сыграть, порадовать людей. Все мои выступления сейчас - это закрытые дружеские тусовки. По той простой причине, что я пока не чувствую в себе таких серьезных профессиональных навыков игры, чтобы выступать перед людьми, в больших массах. Поэтому, как только я подтяну свои навыки на более серьезный уровень, то естественно, я уже попробую выступить перед городом. Мне бы хотелось, чтобы павлодарцы тоже познакомились с этим интересным прекрасным инструментом, звучанием, чтобы немножко расширили свой кругозор. Думаю, хотя скорее уверен, что в ближайшем будущем я обязательно появлюсь где-нибудь с волынкой и сыграю перед публикой. Пока это все так, в узком кругу, среди друзей.
ПО: И последний на сегодня вопрос: что бы ты посоветовал тем, кто только начинает свое знакомство с волынкой?
О.К.: Если есть намерение осваивать игру на волынке, то, как говорил мой сэнсэй Вл.Молодцов, первым делом определитесь, какую музыку вы хотите играть, потому что в зависимости от типа музыки можно подобрать соответствующую волынку. Это может быть ирландская гайта, шотландская волынка, немецкий дудльзак, белорусская дуда и т.д.
Стоит послушать другие ансамбли, которые играют это направление, послушать их музыку, их волынку, обязательно нужно списаться с профессионалами, которые уже играют. Опять же есть группы в Интернете, Вконтакте, где волынщики делятся опытом, советами, всегда дружат с новичками.
Есть очень большой риск купить некачественную волынку за небольшие деньги…ну как небольшие. Где-то за 150-200$, можно купить какую-нибудь волынку, сомнительного производства, она никогда не будет строить, звучать и вы просто испортите свое впечатление от первого знакомства. Придется свыкнуться с тем, что хороший инструмент стоить дешево не будет. Средняя цена, даже начальная, хорошей волынки порядка 400 евро, если брать что-то круче – дороже. Цена шотландских волынок колеблется от 800 до 1000 евро, «до» это конечно я приуменьшил, «до» это может быть и 4, и 5 тыс евро. Там уже идет накрутка за украшения, дорогие материалы и т.д., но в целом вот такой диапазон.
В частности моя волынка, она из Испании, от испанского мастера, где десятилетиями выпускают волынки, у них уже опыт и практика.
От редакции. Хотелось бы пожелать Олегу с каждым годом быть лучше – играть лучше, выступать. И обязательно учиться чему-то новому.