Местным специалистам не дают возводить новые объекты. Всего 36 павлодарских строительных компаний из более чем 1900 работающих имеют сегодня лицензию первой категории, которая даёт право на участие в тендерах. Это очень мало, считают в департаменте государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования. Не удивительно, что победу в государственных конкурсах зачастую одерживают не местные подрядчики, а приезжие.

В Павлодаре, равно как и в области, большая часть строительных организаций работает по третьей лицензионной категории, характеризующейся пониженным уровнем ответственности. Таких предприятий на местном строительном рынке более полутора тысяч. На первое декабря в базе данных департамента государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования числилось в общей сложности 1943 строительных лицензиата. Здесь и те, кто занимается изыскательской деятельностью, и разработчики проектно-сметной документации, и непосредственно те, кто осуществляет строительно-монтажные работы. Но лишь 52 компании имеют лицензию первой категории (36 – в строительно-монтажных работах и 16 – в разработке ПСД). Это как раз тот повышенный уровень ответственности, при котором лицензиату разрешено строить технически сложные объекты: производственные площади, больницы, школы, детские сады, жилые здания. Чуть побольше компаний, имеющих лицензию второй категории, – 174 по двум вышеперечисленным видам деятельности (53 – ПСД и 121 – СМР). Всё остальное – это третья категория.

Между тем к участию в тендерах на строительство крупных объектов, будь то жилой дом или школа, допускаются только обладатели лицензии первой категории. В Павлодаре, как мы уже определились, их не так уж и много. По всей видимости, это и есть основная причина того, почему подрядчиками местного строительства зачастую выступают соседи из Астаны, ВКО и Караганды со всеми вытекающими отсюда последствиями, например, в виде «утекающих» налогов. И это притом что в регионе имеется достаточный запас высококлассных специалистов строительных специальностей.

– Мы можем своими силами выполнить тот объём строительных работ, который есть в Павлодаре, – говорит генеральный директор ТОО «Стальмонтаж» Александр Терентьев.

О достаточном количестве специалистов говорит и руководитель департамента государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования Канат Кашкиров. Осталось только выяснить, что же мешает павлодарцам получить необходимое разрешение, чтобы участвовать в тендерах. По словам Каната Кашкирова, больше всего сложностей у желающих получить лицензию первой категории вызывает пункт о наличии либо десяти генподрядов, либо двадцати субподрядов. А вот Александр Терентьев уверен: им не мешает ничего! При условии, конечно, если люди действительно пришли в стройиндустрию надолго, а не просто мимо проходили и вдруг решили заработать у государства деньги.

– Ужесточение правил игры лишь повышает ответственность подрядчика и улучшает качество его работы, – говорит А. Терентьев. – Заверяю вас, это не усложняет жизнь строительным компаниям. Наоборот, это та эффективная мера, которая позволяет вытеснить со строительного рынка фирмы-однодневки. Страшно представить, что может возвести подрядчик, который из 26 наименований стандартной техники, необходимой при строительно-монтажных работах, не имеет в собственности ничего, кроме личного автомобиля!

Кстати, условия получения лицензии первой категории допускают иметь технику арендованную. Главное – это солидный строительный стаж (не менее десяти лет), соответствующая квалификация специалистов, наличие собственной производственной базы, уже упоминавшееся необходимое количество или генподрядов, или субподрядов и постоянный штат не менее 80 процентов от общего числа работников.

– Техника при этом может быть в аренде, – говорит Канат Кашкиров.

А вот Александр Терентьев исходя из многолетнего опыта работы в сфере строительства, наоборот, высказывается против полностью арендованной техники.

– Я считаю, что у подрядчика должно быть в аренде не более 15 процентов техники, – делится он своим мнением, – в противном случае это зачастую приводит к срывам сроков сдачи объектов, поскольку подрядчик напрямую зависит от арендатора спецоборудования.

Но это всего лишь мнение. Фактически же претенденты на первую категорию имеют в отношении техники своего рода поблажку. Может, всё дело в стаже? Однако что подрядчик, кстати, имеющий первую категорию, что чиновник, выдающий эти лицензии, с этим не согласились.

– Думаю, всему виной пассивность стройподрядчиков, – говорит Канат Кашкиров.

– Нужно понимать, что на блюдечке с голубой каёмочкой никто ничего не принесёт, – вторит ему строитель. – Тем более сейчас, когда мировая экономическая ситуация не внушает оптимизма. С одной стороны, многое усугубляется падением курса российского рубля, когда по ценам стали привлекательны российские производители. А с другой – это подталкивает регионы активней продвигать своих представителей.

Конечно, никто не говорит о том, чтобы раздавать разрешения на строительство с повышенным уровнем ответственности направо и налево, всем, кому этого захочется. Но ситуация, когда при достаточном потенциале высокопрофессиональных местных специалистов-строителей объекты возводят приезжие – никуда не годится…

Поделиться
+1