Как известно, наступивший 2015-й год по восточному календарю считается Годом Козы. Героиня нашей публикации Татьяна Кологривых, на подворье которой козы живут с двухтысячного года, очень надеется на то, что нынешний символичный год станет для нее судьбоносным, и она сможет наконец осуществить давным-давно задуманное – по-настоящему займется козоводством.
С мая прошлого года Татьяна Кологривых со всей своей живностью обосновалась в селе Жолкудук Алгабасского сельского округа сельской зоны города Аксу. А до этого она несколько десятков лет прожила в Павлодаре, в частном доме в районе радиозавода. Дом тот они с мужем Игорем построили собственноручно, и всегда у них там водились коровы, свиньи, козы, разная птица. Да иначе, рассуждает Татьяна, и быть не может: раз живешь на земле, должны быть и огород, и скотина. К строительству дома супруги Кологривых приступили в начале девяностых, когда в районе радиозавода распродавались земельные участки. Тогда, вспоминает моя героиня, эти пустыри активно обживались, селились там в основном выходцы из села, которые вместе с домашним скарбом перевозили в город и все свое хозяйство: лошадей, овец, коров и прочее. По мере того, как эти люди становились городскими, от живности они избавлялись. Семейство Кологривых продолжало меж тем вести привычный для себя уклад жизни – с огородом, со скотиной. Но город, однако, все подступал и подступал. Торговый комплекс «Метро» подошел уже, можно сказать, к самому дому Кологривых. Год от года проблема с кормами, с пастбищными угодьями становилась все острее и острее. Мало того, на них стали жаловаться соседи: запах, дескать, стоит от их животных. По «добрососедским» письмам к Татьяне и Игорю не раз приезжали работники санэпидемслужбы, представители акимата. Короче говоря, из города наших Кологривых с их живностью попросту вытеснили. Поэтому-то Татьяна и перебралась в село; вместе с ней сейчас живет младший сын, он и его супруга – основные помощники для женщины по хозяйству. Супруг Татьяны Германовны и старший их сын проживают пока в городе: жалко вот так вот сразу расставаться с домом, который семья возводила по кирпичикам, долгие годы. Так теперь и живут – на два дома.
Новый, 2015 год, к примеру, встречали «на территории Татьяны» – в доме на окраине села Жолкудук. Символично, что как раз накануне Года Козы, 31 декабря, одна из их коз окотилась, принесла козочку. Малышку занесли в дом, нацепили на нее огромный блестящий бант, под звон курантов козочка резво скакала вокруг праздничного стола, а домочадцы, глядя на нее, радовались и загадывали самые сокровенные свои желания. Так, Татьяна мечтает открыть ферму, крестьянское хозяйство, индивидуальное предприятие – словом, хоть что-нибудь! Пока же есть только она, физическое лицо, и огромное ее хозяйство (где только крупного рогатого скота больше двадцати голов!), а ей уже давно хочется иметь со всем этим добром определенный юридический статус. И это было бы вполне логично. Когда она впервые обратилась в здешний сельсовет, там несказанно удивились: как так, у вас нет КХ?! Вы со всем этим хозяйством проживали в городе?! Сегодня люди из села стараются перебраться в город, а вы, наоборот, – в село?! Наша героиня на это лишь разводила руками: так, мол, получается.
Для того чтобы оформить КХ, нужно иметь землю – свои сенокосные и пастбищные угодья, получить же землю, живя в городе, им никак не представлялось возможным. В Жолкудуке Татьяна добилась-таки своего: ей выдали разрешение на аренду земельного участка сроком на четыре года. Участок тот сенокосный, поэтому сейчас женщина планирует приобрести сенокосную технику. Рассчитывает, что ей выдадут на эти цели льготный кредит по программе развития моногородов (село Жолкудук относится к городу Аксу). За те несколько месяцев, что она проживает в Жолкудуке, Татьяна успела пройти курсы по развитию сельского предпринимательства, побывала на областном форуме предпринимателей, получила соответствующие сертификаты, а еще очень много полезной для себя информации. Так что теперь она уже стопроцентно готова к тому, чтобы открыть свое собственное дело, и, скорее всего, это будет козоводство. Хотя сама женщина все еще до конца не понимает, почему в ее жизни все складывается именно таким образом? За плечами у нее колледж, институт и даже магистратура, она стала первоклассным кондитером, технологом, работала в престижных общепитовских учреждениях, а потом вдруг в одночасье все это бросила и занялась исключительно домом и многочисленными животными. Зачем? Для чего? Однозначного ответа у нее нет. Просто однажды Татьяна увидела телесюжет, где были показаны огромные племенные козы, а рядом с ними – улыбающиеся, в белоснежных халатах доярки с доильными аппаратами в руках. «Прямо как в сказке!» – восхитилась тогда наша героиня. С тех пор и загорелась желанием организовать у себя что-нибудь подобное. А почему бы и нет? Козье молоко очень полезное, по целебным свойствам оно сродни материнскому, и его производство можно было бы поставить на поток. Что касается непосредственно самих коз, то Татьяна их обожает. Она часами может рассказывать о козьих повадках и проделках, порою не таких уж и безобидных. Так, не успели, можно сказать, Кологривых переехать в село, как у них произошел конфликт с соседями, и все из-за одной козы: проказница каким-то образом проникла в чужой огород и изрядно пощипала там капусту. Еще козы имеют привычку тщательно проверять у хозяйки все карманы: а не принесла ли она им чего-нибудь вкусненького? Любят они угощаться хлебными корками, с удовольствием хрустят морковкой и той же капустой. А перед окотом козочки обычно ластятся к хозяйке, знают, что она их приободрит и поддержит. Если же говорить о молочности, то здесь ни масть (окрас) козы, ни наличие либо отсутствие у нее рогов особого значения не имеют, тут все зависит от породы. Татьяна всегда держала коз молочных, самые первые были знаменитой зааненской породы, их супруги Кологривых приобрели в Павлодаре, у пожилых людей с улицы Московская. Сегодня их уже нет, селекцией коз никто у нас теперь не занимается, потому-то от первоначальной породы практически ничего и не осталось.
Сейчас, затеяв свой проект, Татьяна пишет бизнес-план, в основе которого лежит именно приобретение племенных коз в России. Она очень надеется на то, что кредит на это свое дело получит уже в нынешнем году.