Общественность вновь взбудоражена: городской парк культуры и отдыха, где знакомились и влюблялись бабушки и дедушки нынешней молодёжи, обезображен варварской обрезкой деревьев.
Действительно, вид обрезанных деревьев вызывает только негативные чувства. Обследуя парк, услышала много негодующих высказываний не только в адрес «обрезчиков», но и в адрес руководства парка и города. В прессе тоже идёт обсуждение планов реконструкции насаждений городского парка культуры и отдыха (в народе – горсада). Давайте по порядку разберёмся и с этими понятиями.
В «Методическом руководстве и технических условиях по реконструкции городских зелёных насаждений» Московского государственного университета леса, Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова, изданных в Москве в 2001 году, чётко прописаны определения.
«Выделяют четыре группы причин, вызывающих необходимость реконструкции, – естественное старение насаждений; ошибки, допущенные при проектировании и создании насаждений; недостаточность ухода и отрицательное воздействие эксплуатации и окружающей среды». Как видите, все четыре причины налицо: деревья действительно нуждаются в реконструкции. Большая часть зелёного фонда городского сада – это старовозрастные деревья. По данным Горзеленстроя, первые деревья высаживались в 1937 году. Естественно, сложно говорить о правильном проектировании и тем более об уходе – нещадно эксплуатируем почти 80 лет без элементарного ухода.
«При полной реконструкции изменению подлежат все насаждения и основные или все элементы благоустройства. Полная реконструкция рекомендуется только тогда, когда нет возможности длительного сохранения насаждений». Как видим, показаний к полной реконструкции нет, так как в парке есть зоны с более молодыми посадками.
«При частичной (выборочной) реконструкции заменяется часть растений, удаляются или заменяются растения больные, отмирающие. Древесные растения удаляются на 15-20 процентов. Практические работы по реконструкции необходимо осуществлять поэтапно и в соответствии с проектом организации работ». Этот вариант как раз подходит для реконструкции насаждений нашего любимого горсада.
Клён ясенелистный – малоценная порода для парков, а возрастной состав на отдельных участках парка, в районе «колеса обозрения», например, превышает 40 лет. Деревья росли бессистемно, так как большая часть развивалась от поросли; кроны сомкнуты, а почвы сильно уплотнены. Формируя крону в борьбе за освещённость, деревья дают маленький прирост ствола в толщину. Поэтому старые деревья имеют небольшой диаметр ствола, а их опиленные стволы теперь воспринимаются неспециалистами как бывшие молодые деревья. Однако оценить жизнеспособность бывших деревьев можно даже по стволам и пням. Практически все деревья повреждены насекомыми-вредителями. Дятлы, добывая личинки этих стволовых вредителей, уже освоили большую часть опиленных деревьев, то есть пней. Это можно легко заметить по характерным углублениям, разрушенной коре и трухлявой древесине, которая высыпается на снег.
У меня нет сомнений в том, что деревья удалены по показаниям, в том, что они действительно старовозрастные, поражены стволовыми вредителями и требуют замены. Выполнено это мероприятие своевременно специалистами Зеленстроя, которые на рынке услуг имеют неплохую репутацию. Однако небрежность и невнимательность к «мелочам», видимо, усугубляют негативное восприятие проделанной работы. Я говорю о заломах коры, незакрашенных спилах, некоторых трухлявых пеньках, которые, совершенно очевидно, лучше было удалить совсем.
Не будем «разжигать»?
Для того, чтобы не «будоражить» общественность, может, есть смысл информировать заранее о планируемых мероприятиях, особенно если это касается реконструкции зелёных насаждений, сопровождающейся вырубкой. Можно размещать, например, информационные щиты в местах предполагаемого производства работ. На этих щитах можно указать планируемые виды работ, сроки их проведения, помещать графическое изображение строящегося объекта и количество вырубаемых и пересаживаемых зелёных насаждений. Для заказчика это обойдётся недорого, но общественность будет точно знать: по плану идёт работа или уже «отклонились от курса».
Татьяна ПОНОМАРЁВА,
эксперт общественного фонда «Берегиня Био»
Материал приведён в сокращении.
Полную версию читайте в газете "Звезда Прииртышья"