Не остаться в долгу

Телефонные звонки в любое время суток с настоятельной просьбой вернуть долг, настойчивые обращения посредством электронной почты и социальных сетей – все это часть работы так называемых «коллекторов» – специалистов по возврату долгов. Разумеется, существует грань, которую некоторые представители этой профессии готовы перейти, чтобы добиться своей цели.

Денис, попросивший выдумать ему фамилию, скажем, Рублёв, почти пять лет работает частным коллектором. Мужчина согласился рассказать о тонкостях своей профессии при условии, что его личность не будет рассекречена. В послужном списке «успехов» Дениса есть вещи, которые, мягко говоря, не совсем законны.

– Первый год я тщетно пытался устроиться по профессии, везде требовали опыт работы, но его, как и крепких связей с нужными людьми, у меня не было. Продолжал рассылать резюме, подрабатывая торговым представителем. Бросил и эту работу, какое-то время слонялся без дела. А потом мой знакомый посоветовал мне некую контору, которой нужны «молодые и настойчивые люди с юридическим образованием». Так я оказался в коллекторском агентстве, – говорит Рублёв.

– И что же это агентство из себя представляло?

– Тесный офис, где я и ещё человек пять-шесть собирались по утрам. Наш руководитель давал задания, а именно: адреса, номера телефонов должников, которые не хотят возвращать долги. Задача заключалась в том, чтобы названивать этим людям и постоянно напоминать об их долге.

– И что, люди тут же бежали возвращать деньги?

– Не всегда. Человек не платит по своему кредит не потому что он забыл, а потому, что нечем или не хочет. Наша же задача заключалась в том, чтобы объяснить «клиенту» – он должен заплатить по счетам, иначе мы от него не отстанем. Прежде чем принять на работу, нас обучали теории. Объясняли, как нужно вести себя с должником, даже если вы говорите по телефону. Эти приёмы уже из области психологии, наверное, но неукоснительно им мало кто следовал. Главное – выдерживать основную линию: настойчивость, строгий тон, полная заинтересованность в самом процессе и конечном результате. И если чуточку надавить, человек сам побежит платить долги.

– Что за люди – эти должники?

– В основном люди, которые не рассчитали собственных возможностей. Чаще всего – должники по бытовым и денежным кредитам, поэтому нас нанимали банки. Их специалисты, устав названивать должникам, предоставляли это право нам. Разумеется, за процент от общей суммы долга. 25-30 процентов – такова была ставка, но это ставка всего агентства, мы, естественно, получали меньше.

– Расскажи о самом процессе. Как это происходило?

– Ну вот, скажем, взял ты кредит. Рассчитаться по нему не можешь, тебе уже и пеню начисляют, и сверху накидывают, а тебе всё равно.

Первые звонки – разведка. Прощупать, как ты реагируешь на звонки посторонних и незнакомых людей, напоминающих о долгах. Бросаешь ли ты трубку сразу или пытаешься что-то мямлить о трудном периоде и тяжелом финансовом положении. Удивительно, но у всех одна и та же «сказка». Потом звонки поступают всё чаще и в любое время суток. Могут позвонить ночью, в выходные дни, ранним утром. Если всё это не срабатывает, в ход идёт давление на родственников, друзей, знакомых. «Атакуют» уже их, рассказывая, какой ты бессовестный негодяй, что деньги взял, а возвращать не хочешь. В двух случаях из десяти это действует, люди как-то влияют на должника. Видимо, тому становится стыдно, что из-за него беспокоят других, и с банком он потихоньку начинает рассчитываться. Бывают совсем непрошибаемые экземпляры, которым абсолютно на все наплевать. Но и для таких случаев разработан детальный план действий. Какой именно, наверное, рассказывать не буду. Но сразу скажу – это не пытки, не насилие, а лишь точечное психологическое давление.

– Ты так увлечённо об этом рассказываешь. Видно, тебе это очень интересно...

– Да, вполне. Это и заработок, и «общение с людьми» (улыбается).

– Тогда почему ты ушел из агентства?

– Хотелось расти. Чтобы никто над тобой не стоял и не нудил о правилах, нормах и так далее. У меня есть своя клиентская база, люди обращаются ко мне за помощью, и пока жалоб и нареканий к моей работе не было.

– И сколько же ты зарабатываешь?

– Достаточно. На хлеб с маслом и кое-чем еще вполне себе хватает. Семьи у меня пока нет, расходы только на себя. Есть пара счетов в банках и заначка под матрацем (улыбается). Но если говорить в целом о заработке, то здесь многое зависит от заказов. В большинстве своем это возвраты по потребительским кредитам, которые, кстати, почти всегда возвращают, когда человека окончательно достанешь. Обращаются и частные лица, которые заняли другу определённую сумму денег, а расписки никакой. Добрым словом убедить не получается, вот и приходят ко мне.

– На что ты способен при выбивании долгов?

– Я не убийца, и людей, конечно, не калечу. По крайней мере не доходило до этого. И, насколько мне известно, таких случаев в Павлодаре не было. Коллектор – это не бугай в шрамах и с наколками, который одним своим видом наводит ужас. Мы работаем несколько иначе, стараясь убедить человека погасить долг. Никто не поведёт его за руку в банк.

 

– Но коллекторы тесно сотрудничают с банками.

– Это уже нелицензируемая деятельность по оказанию услуг. И здесь достаточно простого договора между двумя сторонами, в котором описываются права и обязанности, а также предмет соглашения. И такая форма всех устраивает: и банки, которые экономят на этом свое время и ресурсы, и коллекторов, которые могут на этом заработать.

– Учитывая распространенность деятельности твоих коллег, появились и псевдоколлекторы, которые на деле оказываются простыми мошенниками. Как распознать обман? 

– Очень просто. У настоящего коллектора есть все ваши персональные данные, в том числе номер договора, его условия, сумма и так далее. Коллекторам запрещается принимать деньги от должников, заёмщик должен вернуть долг кредитору. Если кредит выкуплен коллекторским агентством, а такая практика существует, то у фирмы должен быть договор с банком, где приобретался кредит, в котором чётко прописано, что ваш долг выкуплен, а у тебя новый кредитор, требующий возврата денег. В остальных случаях всё по ситуации.

– Коллекторов сравнивают с рэкетирами, особенно когда дело заходит дальше простого разговора. Что ты на это скажешь?

– Люди склонны ошибаться. Кто такие рэкетиры? Это вымогатели, требующие деньги ни за что, просто потому, что ты дышишь и работаешь. Мы же возвращаем долги, то есть чужие деньги, которые люди брали в долг с условием их возврата. Не понимаю, какая между нами связь. Силовые методы? Так мы по сравнению с тем же рэкетом – ангелы в белых одеяниях.

– Хорошо, пусть так. Но можно ли себя оградить от общения с коллекторами?

– Конечно, можно. Вовремя платить по счетам, не затягивать с платежами. В конце концов, банки не станут обращаться к нам, если клиент сам пришёл к ним и договорился о рассрочке, рефинансировании, словом, нашёл общий язык с клерками. К нам же обращаются лишь в тех случаях, когда заёмщик откровенно игнорирует сообщения банковских работников, уклоняется от уплаты.

В завершение нашего разговора Денис Рублёв рассказал, что в данный момент апробирует новые методики бесконтактного выбивания долгов. Первые два случая оказались успешными, но чтобы поставить эту систему на поток, нужно больше времени. Говорить о том, что «инновации» успешно прошли практические испытания, пока рано.

Полную версию читайте на стайте газеты Звезда Прииртышья 

Поделиться
+1