Сойдутся как в бою

Советское и фашистское обмундирование, а также оружие и награды заклятых врагов вскоре бок о бок разместятся на специальной военной выставке, сообщает Версия

Экспонаты для нее предоставит частный коллекционер, директор школы «Стикс» Юрий Степкин. «Версии» Юрий Иванович любезно показал заранее кое-что из приготовленного для отправки в один из павлодарских музеев. Среди прочих богатств директора скромно белеет бочок крохотной кофейной кружечки с пугающим ликом Адольфа Гитлера. В центре блюдца под ней - черная свастика в красном круге. Господин Степкин - заядлый коллекционер, и у него чего только не припасено, это нам давно известно, но при виде такой диковинки, как не воскликнуть:

- Юрий Иванович, да у вас же тут Гитлер на посуде! Вы часом - не фашист?

- Фашистов я ненавижу, - отрезает директор. - А вещи в моей коллекции только трофейные, отнятые в бою. Как говорили в Древнем Риме: «Труп врага вкусно пахнет», вот и собираю. У меня есть еще целый сервиз со свастиками, хороший, фарфоровый.

- И что, используете его?

- Бывает, а как же, все-таки антиквариат, к тому же, у врага захвачено, почему бы не попользоваться.

Великая Отечественная война в коллекции Юрия Степкина представлена вещами обеих сторон - советскими и немецкими. К примеру, есть походная сумка фашистского офицера со всеми внутренностями вроде патронташа, компаса, набора письменных принадлежностей. И ее советский аналог - отечественный командирский планшет, а еще - два бинокля. Кстати, последние - в целости и сохранности, и по сей день годятся для использования.

- Вот, видишь фляжечку? Такие немцы делали для своих войск в Индии и в Африке. Один в один, как на картинке, - Юрий Иванович прикладывает фляжку к фотографии в книге с суровым названием «Награды, эмблемы и знаки различия Третьего рейха». - Она сама дюралевая, а сверху покрыта пластиком, чтобы прохладное питье, значит, всегда было у фашистского гада. Надо сказать, они очень серьезно относились к обмундированию, все делали на века. У наших солдат быстро форма в негодность приходила, сшита была наскоро, а фашистские мундиры видели? Вот и фляжка как новая, или, к примеру, тому же фарфору уже семьдесят лет, а он белоснежный, как будто вчера сделан. Немецкое качество, одним словом. Между прочим, оптико-волоконный кабель, который для связи был проложен фашистскими техниками между Берлином и «Волчьим логовом» (главной ставкой фюрера на территории современной Польши), а позже перенесен, по сей день в рабочем состоянии и соединяет Москву и Санкт-Петербург.

В наличии у Юрия Ивановича есть также каски обеих армий и кое-какое оружие. Например, два штыка с советских винтовок - длиннющие и изрядно проржавевшие. А вот кортики - и наши, и фашистские, - к коллекционеру попали в отличном состоянии.

- Чем ценны немецкие, - рассказывает Юрий Иванович, - дело в том, что после Победы наших заставляли свастику с трофейного оружия спиливать. А такие, на которых она осталась, особенно ценятся. Это кортики фирмы «Золинген», они и сейчас острые, хотя, сколько лет прошло. У разных родов войск были разные кортики, вот этот, к примеру, пехотному офицеру принадлежал, а у другого, видишь, какие крылья? Значит, летчик был хозяином. Советские смотрятся гораздо скромнее, но тоже сохранились хорошо.

Есть у меня кое-что и от союзников - американская фляжка 1944 года. Она нам по ленд-лизу досталась, это программа, по которой США союзникам поставляли военное снаряжение, боевые припасы, технику, продовольствие. Вот на донышке у нее гравировка - 1944.

Особое место в любой военной коллекции занимают ордена и медали. У Юрия Ивановича есть не только советские знаки отличия, но даже некоторые оригиналы наградных документов, а из вражеских - самый настоящий Железный Крест, высшая награда Третьего рейха.

Вполне вероятно, эти уникальные вещи вскоре смогут увидеть все павлодарцы - к 70-летию Победы планируется организовать специальную выставку, собрав экспозицию силами частных коллекционеров. Юрию Ивановичу такое предложение уже поступило, и он похвастаться своими богатствами не отказался.

Впрочем, Юрию Степкину одной тематической выставкой никак не обойтись - коллекционирует он буквально все, причем на протяжении многих лет. Есть у Юрия Ивановича, например, немецкая музыкальная шкатулка семнадцатого века, что самое примечательное - рабочая! Российский офицерский несессер тридцатых годов с помазком для бритья, лезвиями и полностью сохранившимся круглым кусочком восьмидесятилетнего хозяйственного мыла тоже впечатляет. Очень веселит самого коллекционера имеющаяся у него серебряная табакерка с именной надписью: «Честному, верному денщику Герману Ротерману». А российские и европейские ордена различных времен - это вовсе отдельный разговор.

- Скоро французский посол приезжает, покажу ему вот этот орден наполеоновских времен, - Юрий Иванович дает подержать его в руках. - Он сделан в 1811 году, такой и у нас стоит сумасшедших денег, а у них, во Франции, еще дороже, раритет ведь какой. На нем вставки из натурального золота высшей пробы и эмаль. На золоте вот здесь прокол небольшой, я ювелирам дал, чтобы заварили, а они не стали, говорят, эмаль от температуры полезет.

Еще одно сокровище греет душу заядлому театралу Юрию Степкину - оригинал афиши спектакля «Женитьба Бальзаминова» павлодарского театра драмы имени А.П. Чехова 1893 года.

- Считалось, что действует наш театр с 1911 года, но вот прямое доказательство того, что уже в 1893-ем шли спектакли. Это я у одного коллекционера нашел, я же театрал, не мог упустить такое. Тем более, здесь знаменитая сибирская актриса Красавина указана. Цены билетов тоже есть, вот «сборы с публичных зрелищ - полтора рубля». Тогда корова стоила три, а здесь за полтора рубля билетик. Конечно, только купцы театр посещали.

Свои обширные коллекции антиквариата, книг, фильмов, наград, оружия и прочего Юрий Иванович пополняет регулярно. Хорошо бы, однажды у него появился некий упорядоченный персональный музей - очень уж интересно на все это поглазеть. А пока - ждем выставки к 70-летию Победы. Она уж точно будет достойной всеобщего внимания.

Поделиться
+1