Шёлковый-путь-2

Обретает реальные очертания проект единого высокоскоростного транспортного (железнодорожного) коридора из Китая в Западную Европу через Казахстан и Россию, пишет Звезда Прииртышья.

Из Москвы в Казань на поезде за 3,5 часа

Возможно ли такое, если сегодня время в пути (а от столицы России до столицы Татарстана 770 километров) составляет более полусуток – 12,5 часа? Китайские и российские железнодорожники, другие специалисты, уже работающие над проектом высокоскоростной магистрали Москва-Казань, говорят, что это вполне реально, и что это не такая уж отдалённая перспектива.

Но эта магистраль – лишь часть российского отрезка межконтинентального транспортного коридора «Шёлковый путь» общей протяжённостью свыше двух тысяч километров по маршруту Москва – Владимир – Казань – Екатеринбург – Челябинск. Далее высокоскоростная магистраль уходит в Казахстан (речь об этой части дороги впереди), и длина её составит 1700 километров. Китайский отрезок через Урумчи в Пекин самый длинный – почти четыре тысячи километров. Итого 7800 километров, которые, по расчётам специалистов АО «Российские железные дороги», можно будет преодолеть за 33 часа, или в четыре раза быстрее, чем сегодня.

Для сравнения: примерно столько же идёт сегодня поезд Павлодар – Алматы, следующий через Астану. Немногим быстрее добирается до южной столицы от нас пассажирский поезд, идущий по более короткому пути через Семипалатинск.

И ещё: не исключается перспектива продления этого высокоскоростного транспортного коридора в Западную Европу – через Минск, Брест и до самого Лондона.

Не так давно российские власти уже объявили о договорённости с китайскими о первых совместных шагах по осуществлению проекта создания высокоскоростной магистрали Москва-Казань, в финансировании которого участвуют и китайцы.

Кому и зачем это нужно?

Подобные глобальные (и очень дорогостоящие, кстати) проекты просто так не рождаются. Должны быть предпосылки, прежде всего экономические. И независимые российские аналитики весьма сдержанно, если не критически, относящиеся к этому мегапроекту, прежде всего обращают внимание на особую заинтересованность в нём Китая, который, оценивая сегодняшнюю экономическую ситуацию в мире, стремится играть на опережение – создать мощную единую транспортную инфраструктуру, которая позволит ему обеспечить выход со своими транспортными потоками в разные районы мира. Южное направление «Шёлкового пути» – грандиозный транспортно-логистический коридор Казахстан – Западный Китай – Западная Европа уже не один год создаётся и сулит не только Китаю, но и нашей стране, а также другим государствам, так или иначе в этом проекте участвующим, немалые экономические и даже геополитические выгоды.

Но политика Пекина направлена и на более длительную перспективу. И она диктуется экономическими проблемами, переживаемыми Китаем: и здесь замедлился рост ВВП, идёт удорожание китайских товаров на мировых рынках – как из-за роста их себестоимости, так и из-за растущих расходов на их транспортировку. Отсюда и новая инициатива. И хотя речь идёт о пассажирской части «Шёлкового пути»-2, проект, по мнению российских аналитиков, вполне вписывается в общую логику создания глобальной разветвлённой транспортной инфраструктуры, которой усиленно занимается Китай.

Казалось бы, уже есть российский Транссиб и другие пути на юге Евразийского континента, по которым идут из Китая в Россию и дальше товары и грузы из Поднебесной. Однако новый планируемый маршрут, во-первых, гораздо короче, а во-вторых, намного технологичнее – поезда по нему пойдут быстрее в разы. Плюс участие в проекте ещё одной страны – Казахстана, по северной части которого пройдёт магистраль.

Решения пока что принимаются главным образом политические – на уровне глав государств. Китай нужен России ещё и как стратегический партнёр в сегодняшнем противостоянии с Соединёнными Штатами, в условиях экономических санкций Запада, которые уже нанесли немалый урон российской экономике. А у Китая в этом проекте собственные интересы – и экономические, и геополитические.

Общая стоимость маршрута Москва – Пекин оценивается в 242 миллиарда долларов. А высокоскоростной магистрали Москва – Казань – один триллион 68 миллиардов рублей. Чуть более трети этой суммы планируется взять из российского бюджета, остальное – кредиты, частные инвестиции и другие возвратные средства.

Всего планируется построить 1345 искусственных сооружений, в том числе 255 мостов, 223 путепровода и 102 эстакады.

Петропавловск – Астана – Караганда – Достык

На подготовленной АО «Российские железные дороги» для презентации графической схеме высокоскоростного транспортного коридора «Шёлковый путь» фигурирует и казахстанский участок длиной в 1,7 тысячи километров. Предполагаемый маршрут: Петропавловск – Астана – Караганда – Достык на границе с Китаем. Правда, магистраль обозначена не как высокоскоростная, а просто как скоростная. Разница в том, что в первом случае поезда могут идти со скоростью до 450 километров в час, а во втором – медленнее. С какой именно – можно судить об открытом недавно с участием Президента Казахстана Н.А. Назарбаева новом рельсопрокатном производстве в Актобе. Эти рельсы позволяют поездам развивать скорость до 350 километров в час.

Можно сказать, что Казахстан в известном смысле уже обогнал Россию, создавая на юге страны мощный транспортно-логистический коридор Западный Китай – Западная Европа – как раз по маршруту древнего Шёлкового пути. И хотя новая ветвь «Шёлкового пути»-2 пока у нас официально не объявлена, уже подтверждено, что Казахстан заинтересован в этом проекте. Ведь именно наш Президент был одним из главных инициаторов проекта уже осуществляемого. Благодаря Н.А. Назарбаеву выстроены добрососедские, многоуровневые, взаимовыгодные отношения с двумя великими соседями Казахстана – Китаем и Россией. В выгодах же для нашей страны ещё одного транспортного коридора такой значимости сомневаться не приходится. Тем более что китайская часть высокоскоростной магистрали – самая протяжённая – Пекин – Урумчи – уже построена. Урумчи же – центр Синьцзян-Уйгурского автономного района, граничащего с Казахстаном и активно сотрудничающего с нашей страной. А «запасной вариант» пути – не через Казахстан, а из Китая – через Барнаул и Новосибирск – если и дискутировался, то недолго. Значит, казахстанскому участку магистрали – быть.

В тему

Транссибирская железнодорожная магистраль была построена Россией самостоятельно, всего за 25 лет – с 1891 по 1916 год. Это самая протяжённая железная дорога в мире, её общая длина – более 10 тысяч километров.

Китай планирует к 2020 году построить железнодорожный тоннель под Эверестом и получить прямой выход в Непал и Индию с их огромными рынками.

Поделиться
+1