История протеста

Решительный дружный отпор горожан идее строительства в Павлодаре завода по утилизации вредных отходов заставляет вспомнить аналогичную историю конца 80-х годов прошлого века, пишет Звезда Прииртышья.

Тогда в нашем городе планировалось построить завод по производству белково-витаминного концентрата (БВК). Но павлодарцы сказали твёрдое «нет» новому экологически небезопасному производству. А история многомесячной борьбы горожан с Министерством медицинской и микробиологической промышленности СССР получила всесоюзную известность. К слову, такой же общест­венный протест павлодарцев против возведения завода по производству цианида натрия в 2011 году привел к отмене его строительства.

«Биосинтез прописывается в Павлодаре»

Так называлось интервью, опубликованное в «Звезде Прииртышья» в мае 1987 года. В нём директор будущего завода БВК рассказывал о том, чем вызвана необходимость создания предприятия такого рода в нашем городе. Речь, в частности, шла о том, что очень многие наши беды в животноводстве объясняются недостатками кормопроизводства. И даже когда кормов удаётся запасти на зиму в достатке, должной отдачи, как правило, всё равно нет. Причина – в неполноценности кормов, их несбалансированности: в них велик дефицит белка, недостаёт аминокислот, витаминов, микроэлементов. Эта несбалансированность снижает продуктивность животных примерно на треть, увеличивает себестоимость продукции. А белково-витаминный концентрат позволяет устранить дефицит белка, витаминов в кормах, а также экономить фураж и другие компоненты питания животных.

Назывались конкретные цифры: дефицита кормового белка в республике, роста продуктивности животноводства от применения БВК, экономической выгоды. Что не будет проблем с сырьём – это жидкие очищенные парафины нашего Павлодарского нефтеперерабатывающего завода.

Предполагалось производить 120 тысяч тонн БВК в год при общем объёме такой продукции, выпускаемой в стране, в миллион тонн. Потребность же в ней неизмеримо больше. В интервью утверждалось, что никакие другие меры не дадут в ближайшие годы такого эффекта в кормопроизводстве  как эта добавка.

Предприятие, на сооружение которого Минмедбиопром СССР выделил около 200 миллионов рублей (в том числе примерно четверть суммы на жильё и соцкультбыт), обещали сделать одним из самых современных и высокотехнологичных и к тому же практически безвредным экологически.

«А мы – против!»

Казалось, новому заводу уготована если не счастливая, то вполне благополучная судьба. И тут как гром среди ясного неба – заметка во всесоюзных «Известиях», выходивших тогда, кстати, тиражом свыше десяти миллионов экземпляров и сверхпопулярных в СССР: в городе Кириши Ленинградской области по требованию общественности и предписаниям природоохранных служб остановлено аналогичное производство. Именно по причине его экологической опасности – завод провоцировал рост аллергических заболеваний в городе.

В редакцию «Звезды Прииртышья» тут же пошли читательские письма, авторы которых задавались резонными вопросами: а нужно ли Павлодару, и без того перегруженному экологически вредными предприятиями, ещё одно, да ещё с такими последствиями?

Мы стали наводить справки: кем и как принималось решение о строительстве нового завода, какова при этом была позиция правоохранительных служб? И оказалось, что переговоры на этот счёт велись ещё с 1981 года, рассматривались разные варианты размещения производства – дальний, за несколько десятков километров от Павлодара (его отверг Минмедбиопром из-за удорожания проекта), ермаковский (в городе Ермаке, ныне Аксу), против которого были природоохранные службы, и остановились – на павлодарском, в Северной промзоне, где и сырьё под боком, и все коммуникации. И Министерство медицинской и микробиологической промышленности, недовольное затяжками и несговорчивостью местных властей, попросило правительство республики ускорить «прописку» завода в Павлодаре.

Однако по-прежнему протестовали экологи, в частности, руководители областной и городской санэпидемслужб, официально заявившие, что считают неприемлемым размещение завода в Северной промзоне, где вредные выбросы от уже действующих предприятий превышают предельно-допустимые концентрации в разы: сероводорода, углеводорода, сернистого газа, хлористого водорода, пыли…

Обнаружилось также полусекретное постановление высших союзных инстанций (партийных и правительственных), по которому Павлодар был отнесён к перечню городов, где ограничивается новое промышленное строительство.

Учитывая вновь открывшиеся обстоятельства и протестные настроения горожан, «Звезда Прииртышья» вернулась к проблеме строительства нового завода в корреспонденции «Завод БВК: за и против», где ещё раз изложила позицию сторонников и противников проекта. Публикация вызвала очередной приток читательских писем, общий пафос которых сводился к форуму: ни один житель Павлодара не поддержит планируемое строительство.

Ветры перестройки

Ситуация складывалась в высшей степени непривычная. Ещё два-три года назад ничего подобного просто быть не могло. А тут наметилось явное противостояние: партийная власть не могла ослушаться рекомендаций сверху, и республика требовала завод строить, а общественное мнение было настроено прямо противоположно. Появились неформальные «лидеры от народа». Рабочий одного из местных заводов Павел Лихачёв в свой отпуск поехал в Кириши, где был временно остановлен завод по производству БВК, и привёз оттуда новую порцию «компромата».

Городские власти сформировали группу специалистов, отправив её на родственные предприятия – образцово-показательный Новополоцкий завод БВК в Белоруссии и оскандалившийся Киришский. Я был также включён в эту группу – от «Звезды Прииртышья».

Поездка оказалась весьма интересной, но оставляла противоречивые впечатления. Высокий уровень производства в Новополоцке, реконструкция предприятия в Киришах… По сути, экологически чистая работа в первом случае и близкая к этому во втором… И уж, конечно, нельзя было назвать ни тот, ни другой завод главными загрязнителями природы в обоих городах. Но нельзя было закрыть глаза и на то, что безвредный для подавляющего большинства людей белково-витаминный концентрат (порошок почти без запаха) у некоторых мог вызывать аллергические реакции. Таких было совсем немного, но они всё-таки были. Возможно, при этом имело решающее значение загрязнение территории другими выбросами, а пыль БВК в данном случае становилась лишь спусковым механизмом… В Северной же промзоне Павлодара и без БВК был такой букет вредных выбросов! Об этом, как и об увиденном и услышанном в нашем длинном путешествии, я написал в своём материале.

Борьба вокруг предполагаемого строительства ожесточалась день ото дня. По этой проблеме в течение 1988 и начала 1989 годов высказались центральные газеты «Правда», «Известия», «Сельская жизнь», «Комсомольская правда» (у каждой из них были многомиллионные тиражи), а также «Социалистическая индустрия», «Строительная газета», «Медицинская газета», «Московские новости», журналы «Советский Союз», «Человек и закон», «ЭКО» и даже «Пионер»(!). Плюс публикации в республиканских и местных газетах.

В Павлодаре высадился внушительный десант учёных-микробиологов, специалистов и руководителей во главе с заместителем министра Минмедбиопрома СССР. В конференц-зале «Звезды Прииртышья» прошла жаркая дискуссия с ними: представители ведомства настаивали на том, что в биотехнологии Советский Союз продвинулся дальше всех высокоразвитых стран мира, что без неё не решить главных проблем сельского хозяйства, что Павлодарский завод будет самым современным. Говорили даже, что критика этого направления в науке – едва ли не идеологическая диверсия, выгодная конкурентам страны в мировой биотехнологии.

Мы приводили в ответ контр­аргументы: то, что смогли узнать о явных и потенциальных угрозах производства для здоровья людей, ссылались на заключения специализированных НИИ и санитарных служб страны, которые, надо отдать им должное, занимали жёсткую и бескомпромиссную позицию в этом вопросе: производство БВК при нынешнем уровне технологии экологически небезупречно.

Договорились все аргументы одной и другой сторон изложить в «Звезде Прииртышья». Публикации сначала «тормознули» в верхах, но вскоре оба материала размером в газетную страницу каждый (тогда газета выходила большим форматом) всё же увидели свет.

Была большая дискуссия на этот счёт и на областном телевидении, где эмоции перехлёстывали через край…

То там, то там возникали списки протестующих против завода. Пришёл на родительское собрание к сыну – учителя и другие родители настояли, чтобы отчитался, как наша газета борется против завода. А однажды ко мне, уже редактору «Звезды Прииртышья», пришла женщина и вручила толстенный фолиант, склеенный из развёрнутых тетрадных листов в клеточку. На них было свыше пяти тысяч фамилий с указанием цехов и домашних адресов павлодарских тракторостроителей, выразивших своё несогласие с размещением в Павлодаре завода БВК. Вне всякого сомнения, это был самый массовый отклик на публикации газеты за всю её историю.

А какое-то время спустя в «Звезде Прииртышья» появилась заметка о том, что Совет Министров республики поддержал решение областных властей о невозможности размещения завода БВК в Павлодаре… И это была реальная победа общественного мнения, победа неравнодушных горожан, решительно выразивших свою позицию по волнующей их проблеме. В конечном счёте дальновидность и политическую волю проявили и власти, признав роль общественного мнения. Хочется верить, что и в нынешней ситуации это будет так же. Хотя прежде надо всё-таки основательно разобраться: что за производство планируется, есть ли уже подобный опыт в мире, какими могут быть экологические последствия? Ведь по большому счёту экологическая ситуация в городе остаётся непростой, особенно с резким ростом автомобильного движения. Нет надёжного и объективного экологического мониторинга крупных промышленных предприятий города, которые по большей части лишь сами себя в этом плане контролируют. Какова позиция в отношении планируемого производства санитарных служб? Ведь даже в советскую пору в случае с заводом БВК они оказались на высоте.

Поделиться
+1