Скорее, он умирает!

Ежедневно до тридцати процентов вызовов бригады «Скорой помощи» оказываются необоснованными.

Лучше не оставаться безучастным, когда кому-то плохо, считают павлодарцы и вызывают «скорую», завидев лежащего или просто согнувшегося на улице человека. И правильно делают, да вот только иногда  вызовы оказываются пустой тратой времени для медработников.

- Наша область находится в лидерах по обращениям в скорую помощь, - рассказывает заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе павлодарской станции скорой и неотложной медицинской помощи Галина Сукончик. - Всего за это полугодие было более сотни тысяч обращений, если вычесть отсюда случаи смерти до прибытия нашей бригады, то три процента от общего числа - вызовы безрезультативные, вместе с необоснованными их и вовсе - около тридцати процентов. Получается, 15 вызовов в день - зря. А это рабочий день одной бригады. Наши врачи на один такой вызов в среднем впустую потратят 30-35 минут. А если описывают состояние человека как крайне тяжелое, мы ведь еще отправляем не просто фельдшерскую бригаду, а специализированную: реанимационную, кардиологическую, психоневрологическую и так далее. У нас девять таких бригад, а в общем - 27. Безрезультативные - те обращения, когда мы даже не смогли оказать помощь тому, для кого ее просили, потому что не находим пациента.

- Как это получается?

- Приезжаем, а нам не открывают, - продолжает врач специализированной бригады городской станции скорой и неотложной медицинской помощи Тамара Кодакова. - Есть случаи, когда человеку настолько плохо, что он не в состоянии открыть дверь - это одно, тут мы прибегаем к помощи спасателей и, естественно, оказываем необходимую помощь, а иногда человек просто не хочет открывать и отказывается от осмотра. Часто бывает, что кто-то вызывает «скорую» просто потому, что сам считает, что прохожему или соседу требуется медицинская помощь. Он звонит нам и преспокойно идет дальше по своим делам, мы принимаем вызов, приезжаем на место, а там либо никого нет, либо человек просто пьян, либо категорически отказывается от осмотра.

- Недавно поступило обращение: у человека ножевое ранение. Выезжаем, на месте уже работает полиция. А пострадавший наотрез отказывается от осмотра.

- Может он просто в состоянии шока?

- Нет, если мы видим, что человеку требуется экстренная помощь, а он в состоянии шока от нее отказывается, мы все равно ее оказываем, потому что есть угроза жизни.

- Иногда, чтобы уточнить место нахождения больного, наш диспетчер перезванивает тому человеку, кто вызвал «скорую», - говорит Галина Павловна. - Вот недавно на это пожаловалась женщина: мол, что вы мне звоните, я выполнила свой гражданский долг - вызвала вас, вот и работайте. Она была крайне возмущена. А врачам всего лишь нужно было узнать подробнее о том человеке, для которого она их вызывала, так как на месте его не оказалось. Сразу бригада не уезжает, даже если никого нет, обходит ближайшую территорию, вдруг человек отполз куда-то в сторону или отошел.

- На что еще жалуются?

- Женщина жаловалась на то, что мимо ее дома карета «скорой помощи» в два часа ночи проехала с сиреной, - вспоминают врачи, - мол, на каком основании вы нарушаете закон, не соблюдаете тишину?  Могут пожаловаться, что долго к ним ехали. Нужно понимать, что вызовы обслуживаются в зависимости от категории срочности, которую определяет диспетчер, задавая определенные вопросы вызывающему о состоянии больного. Многие не знают об этом и ждут, что в течение пяти минут «скорая» будет у них, а если это шестая категория срочности, то время доезда бригады до места нахождения пациента с момента получения задания на обслуживание вызова со станции СМП по правилам - полчаса, при четвертой-пятой категории срочности - 25 минут, а вот при первой-третьей - до пятнадцати минут.

- Люди сейчас научились жаловаться, - соглашается Тамара. - Неважно, есть ли повод. Недавно доставали бездомного из канализационного люка, у него был перелом голени и костыли с собой. Ему не понравилось, как наш работник взял эти костыли. И он тут же нам заявляет: «Да я завтра на вас буду жаловаться в департамент».

- Зачастую люди даже не удосуживаются спросить у самого человека, нужна ли ему экстренная помощь, - сетуют врачи. - Особенно большую сложность для ее оказания вызывают районы дач. Много времени уходит на петляние между участками и разыскивание того, кому требуется помощь. Обидно, если это впустую. Часто вызывают соседи по дачам друг для друга. Никто даже не выйдет встретить. Приезжаешь, а они сидят, выпивают. И никакая «скорая» им не нужна. А мы мчались в час пик, когда нужно успеть оказать помощь действительно нуждающимся в ней  пациентам. Или же люди просто не хотят идти на прием в свою поликлинику и вызывают нас. Врачи скорой помощи уже перенаправляют их в поликлиники, дают советы и рекомендации по состоянию здоровья. Такие обращения, когда мы помощь оказали, но, по идее, экстренно она не была нужна, относятся к необоснованным вызовам. Был случай, когда для беременной девушки мы отправляли повторную бригаду. Приезжаем, а она не открывает. Мы подняли шум, уже хотели вызывать спасателей, но тут приехал ее муж, открыл дверь, а девушка, оказывается, просто крепко спала. Или вот еще обращение: звонит девушка: «У меня два дня задержки, а теперь выделения идут сгустками. Сейчас мне «скорую» не надо, я работаю, а после работы вечером вызову». То есть, получается, экстренная помощь ей, в принципе, не нужна, потому как она будет работать это время, значит, состояние здоровья позволяет, и вполне могла бы обратиться в свою поликлинику.

- «Постоянные клиенты» у вас есть?

- Достаточно. Некоторые из них умудряются вызвать карету «Скорой помощи» более 60 раз за месяц, хотя оснований для этого нет. А не приехать, даже зная, что это снова - тот человек, который стабильно каждый день в это же время вызывает нашу бригаду, мы не можем. Во-первых, а вдруг в этот раз действительно необходимы срочные действия, во-вторых, такие люди обычно описывают по телефону свое состояние как крайне тяжелое. Приезжаем - а там все в норме. Чаще всего так поступают хронические больные. Мы сообщаем о подобных случаях в ту поликлинику, к которой приписан человек. Люди злоупотребляют нашими услугами, когда им просто не хочется идти к своему врачу, записываться на прием, стоять в очереди. Давно уже есть возможность не при экстренных случаях вызвать врача на дом, но многие в такой роли видят работников скорой медицинской помощи. Поступают такие обращения: «Приедьте, померьте давление», «приходил врач, но я ему не доверяю, посмотрите». Ну, не для этого мы. Наши диспетчеры, да и врачи, уже знают, когда некоторые постоянные пациенты вызывают «скорую». Вот один из них всегда обращается без десяти шесть вечера, он день отработает, приходит домой и звонит. Как-то звонки от него пропали на некоторое время, мы даже забеспокоились, оказалось, он уезжал в гости в другой город. Вернулся - и все продолжилось.

- С агрессией часто приходится сталкиваться?

- Да, особенно если пациент в состоянии алкогольного опьянения, - говорит Тамара. - Но иногда и абсолютно трезвые люди ведут себя неадекватно. Приехали к одному дедушке на вызов, а он матерится на чем свет стоит - манеры у него такие. Я попросила его сдерживаться, ведь молодые ребята со мной в бригаде, нехорошо. Ладно, я уж привыкла к разным пациентам. Так он в ответ обругал меня, оскорбил, его взрослый сын вышел из другой комнаты и вылил еще поток ругательств в мою сторону, а потом и вовсе обвинил в краже «айфона» и заявил, что будет делать все, что ему вздумается.

- И что же вы сделали?

- Не выходя из квартиры, вызвали полицию.

- И часто ее приходится вызывать?

- За последнее время дважды была такая необходимость, - вспоминает Галина. - Вот один из этих случаев: нашу бригаду вызвали для хронического больного, требующего госпитализации в плановом порядке. Пьяные соседи устроили дебош и не выпускали врачей. Пришлось вызывать «102». Помимо того, что задерживают время «скорой» и больного, нам потом еще и по судам ходить.

- Проблемы доставляют и собаки. Их хозяева будут до последнего утверждать, что питомец безобидный, вместо того, чтобы закрыть его или увести. Был случай, когда у человека на улице был перелом голени, а мы не могли подойти к нему, потому что не подпускал его огромный агрессивный пес. Пришлось вызывать кинолога. Так что препятствий для оказания экстренной помощи у нас бывает предостаточно. Напомним, что скорая медицинская помощь оказывается при возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни. Самая большая проблема в том, что те, кому действительно необходима наша помощь, тянут до последнего. По телефонам 32-00-24 или «103» можно проконсультироваться со старшим врачом станции скорой неотложной медицинской помощи. Он может дать необходимые советы, подскажет, как облегчить состояние больного и необходимо ли вызывать ему «скорую» в данный момент.

Поделиться
+1