Сегодня одновременно с публикацией этого текста мы ищем ответы на такие вопросы:
• Является ли этот человек с автоматом украинским военным?
• Это КПП Гуково?
• Вспоминал ли Times о докладе СБУ, касающемся «ядерной бомбы ДНР»?
• Пишет ли немецкое издание о «наглости» украинцев в Польше?
• Это окрестности Донецка?
Почему мы хотим проверить эту информацию вместе с ресурсом Verily?
Когда в марте 2014 года после вылета из аеропорта Куала-Лумпур исчез Боинг Малазийских авиалиний MH370, поисковая миссия объявила мобилизацию интернет-пользователей для идентификации останков самолета с помощью спутниковых снимков Индийского океана и Южно-Китайского моря. Компания Digital Globe опубликовала в открытом доступе фотографии, охватывающие площадь 10 тысяч квадратных миль, которые на протяжении нескольких дней исследовало около двух миллионов пользователей. На снимках искали части самолета или другие необычные явления, которые могли бы помочь поисковой миссии.
Хотя такое масштабное исследование фотографий и не принесло ожидаемых результатов, тем не менее, оно помогло поисковой миссии исключить из зоны поиска значительную территорию Индийского океана и сэкономить ресурсы для концентрации усилий на других участках.
Мобилизация интернет-пользователей во время кризисных ситуаций может не только способствовать распространению фейков, но и помогать эффективно их разоблачать, а также заполнять информационный вакуум достоверной информацией. Для этого потребуется определенное количество энтузиастов и условный «центр координации» информации, нуждающейся в проверке.
Что такое Verily?
Одним из таких центров пытается стать проект Verily – портал, куда пользователи будут заходить, чтобы с помощью групповых усилий (crowdsourcing) проверить достоверность информации, в которой они сомневаются. Потенциал краудсорсинга еще полноценно не раскрыт, но у него уже есть первые результаты, которые дают понимание, каким образом можно использовать этот ресурс.
К примеру, в 2009-м году американское правительственное агентство DARPA провело конкурс на тему поиска десяти метеошаров. Участникам нужно было установить точное местонахождение каждого выпущенного в небо воздушного шара. Победитель получал 40 тысяч долларов. Команде из Массачусетского технологического института удалось это сделать менее чем за девять часов, не отходя от своих компьютеров. Перед началом конкурса с помощью Сети они собрали 4 400 волонтеров, которые после проведения инструктажа помогли команде установить координаты каждого шара. Это произошло шесть лет назад, когда у Twitter было только 18 млн пользователей, а у Facebook — 350 млн.
Конкурс поиска метеошаров стал одним из источников вдохновения для Verily, веб-ресурса проверки информации в Сети с помощью краудсорсинга. Проект был создан в 2014 году совместно с Катарским институтом исследований компьютерных технологий (Qatar Computing Research Institute), проектом Масдар и Университетом Саутгемптона.
На сайте Verily публикуются запросы на проверку информации: достоверность фото и видео, определение местонахождения объектов или людей, подтверждение или опровержение утверждений, поиск очевидцев и т.д. Под каждым запросом любой желающий может оставить ответ «Да» или «Нет» с предоставлением аргументов, подкрепляющих этот ответ. Таким образом пользователь может ознакомиться с результатами других участников и принять решение относительно достоверности той или иной информации.
Как проект с научным началом, Verily исследует возможности краудсорсинговой верификации в ситуациях, когда создание подробной информационной картины является критически важным — во время катастроф или чрезвычайных происшествий.
Землетрясение в Непале
Одна из последних серий запросов была опубликована на Verily после землетрясения в Непале. Тогда пользователи искали подтверждение информации о ситуации в определенных регионах страны:
• Дом на фото находится в Ситапаила?
• Решен ли вопрос еды для 40 нуждающихся детей в Бхактапуре?
• Изображен ли на фото Дхадинг?
Если вы не можете ответить на эти вопросы самостоятельно, посмотрите, какие ответы предложили пользователи Veri.ly.
Информация от очевидцев и лиц, причастных к восстановлению разрушенных сооружений, собранная в одном месте, может помочь оценить масштабы катастрофы, зоны наибольшего риска и наиболее нуждающиеся в помощи территории.
Verily Live Challenge
Verily видит свое задание не только в том, чтобы использовать краудсорсинг для получения достоверных сведений, но и в том, чтобы учить критическому мышлению и медиаграмотности. Поэтому ключевым элементом в ответе на запрос рядом с кнопками «Да» или «Нет» являются аргументы, подтверждающие или опровергающие предоставленные сведения. Совместный поиск ответов помогает не только находить информацию, но и делиться методами ее поиска.
Например, так было, когда в июле 2014 года проект открыл Verily Live Challenge – серию запросов, на которые искали ответы около двух тысяч участников. Целью было тестирование ресурса, а также исследование методов, с помощью которых пользователи подтверждали или же опровергали информацию. По словам одного из авторов проекта Виктора Народицкого, участники пользовались способами, о которых создатели даже не предполагали при подготовке вопросов. Например, местонахождение этого робота проверили не с помощью свидетельств очевидца, а с помощью простого запроса в Google.
Интересно, удастся ли вам найти робота, изображенного на фото, использовав наши советы по поиску в Google?
Среди запросов Verily Live Challenge было множество интересных заданий для проверки своих навыков:
• На фотографии изображен мост Аламильйо в Севильи?
• Был ли сделан этот снимок в Ерусалиме?
• Это отель?
А на эти запросы участники не нашли ответов:
• Закончена ли эта стройка в Дубаи?
• Есть ли в Хорватии 18 подъемников и 30 километров лыжных трасс?
• Это фото было сделано в Шарм Эль-Шейхе, Египет?
Об этом фото более детальную информацию искала корпорация Би-Би-Си, пытаясь установить, изображен ли на фото сирийский город.
В ответах на запрос, опубликованный на Verily, один из участников не только доказал, что фото на самом деле сделано на Мальте, но и указал источник оригинального некадрированного фото.
Недостатки краудсорсинга
Но у краудсорсинга также есть и слабые стороны. Когда команде MIT удалось найти все 10 метеошаров, они поняли, что такой метод мобилизации требует привлечения внимания участников к данному запросу. Им это удалось, по большому счету, с помощью финансовой мотивации, поскольку вознаграждение получал не только нашедший точные координаты шара, но и тот, кто привел его в команду. На каждый шар была предназначена сумма в четыре тысячи долларов из призового фонда. Две тысячи получал нашедший шар, еще тысячу — тот, кто рассказал ему о соревновании, 500 и 250 долларов — следующие в цепочке. Стратегия оказалась успешной.
В украинских реалиях аналогией такой «погони за 10 воздушными шарами» можно назвать многочисленные интернет-инициативы, появившиеся во время Майдана, а также волонтерские организации, которые используют социальные сети для обеспечения армии. Посты лидеров мнений в Facebook или же представителей общественных инициатив неоднократно мобилизировали не только к сбору финансовых и материальных ресурсов, но и к обмене знаниями. Также как удавалось находить переводчиков на разные иностранные языки для проекта Eurolution.doc, удается проверять информацию в Сети благодаря помощи читателей StopFake.
Однако обеспечить беспрерывное участия критической массы активистов в краудсорсинговых проектах и удержать их внимание — довольно сложная задача. Одним из наиболее успешных примеров краудсорсинга можно считать Википедию. Вкладывая свои знания в инициативу, ее участники создали наиболее полную онлайн-энциклопедию и один из самых посещаемых сайтов в Сети. Именно этот проект использует как пример Виктор Народицкий, объясняя цель Verily: «Мы хотим стать порталом, куда люди смогут зайти, чтобы проверить достоверность информации.
На Wikipedia заходят, чтобы получить информацию,
а на Verily — чтобы [ee] проверить или подтвердить».
Автор: Тарас Назарук, для Stopfake.org.