Что такое социальный контракт и с чем его есть?

28 Августа 2015   Автор: Асель Байгенеева

Что такое социальный контракт и с чем его есть?

Идею главы НПП Аблая Мырзахметова о социальном контракте между правительством и населением страны на днях в Алматы обсуждали политологи, экономисты и журналисты. Как известно, эта идея была озвучена главным ННПшником аккурат после введения плавающего курса тенге.

В самом начале заседания модератор Эдуард Полетаев отметил, что сама идея родилась не на голом месте, и опирается на наследие французских мыслителей эпохи Просвещения, в частности, Жана-Жака Руссо. Однако в новых экономических реалиях Казахстана эти идеи обретают иной, практический смысл.


«Это, в принципе, известный способ установления устойчивого развития и процветания. Другое дело, в каком виде мы будем его понимать?», - отметил политолог.
По его словам, озвученная идея заслуживает того, чтобы «из метафоры превратиться в реальность». Но у каждого участника дискуссии на этот счет было свое мнение.

Экс-банкир и экс-глава Альянс-банка, ныне предприниматель Маргулан Сейсембаев заявил, что прежде чем договариваться о чем-нибудь, нужно восстановить доверие между обществом и Правительством.

«Доверия к власти сейчас нет. Я подразумеваю и правительство, и Нацбанк. Я считаю, что должно быть как в цивилизованных странах, где официальные органы сначала признают ошибку. Это как примирение двух поссорившихся людей, где одна сторона должна признать ошибку – это первый шаг. Второй – это принесение извинений», - считает предприниматель.

Третий шаг – это построение самого контракта, как программы совместных действий народа и правительства. М.Сейсембаев заметил, что главными принципами социального контракта должны выступать открытость и прозрачность.

По его словам, у нас прозрачности нет.  «Правительство и Нацбанк работают по принципу «черного ящика», а мы, народ, ждем, что из него вывалится. В данном случае, вывалилась девальвация... И хорошо еще, что население верит Президенту, и благодаря его вмешательству проводится компенсация тенговых вкладов и другие меры… Но мы не видим системного, стабильного механизма работы Правительства и Нацбанка... Нет прозрачности», - подчеркнул экс-глава «Альянс банка».

По его мнению, любой договор подразумевает обязанности, как минимум, двух сторон. И гражданам на это стоит обратить внимание. Впрочем, как считает М.Сейсембаев, в ситуации с новым курсом тенге, народ сполна заплатил за свое доверие к правительству, и за его ошибки.

«Население платит Правительству своей лояльностью, но на это надеяться нельзя вечно», - подчеркнул спикер.

Досталось и статистике. Как считает М.Сейсембаев, многие проблемы современной экономики вытекают из-за скудного набора экономических индикаторов, которыми Правительство и Нацбанк оценивают свою работу.

«У нас есть один большой недостаток в самой системе координат – это статистика. Существует огромный пласт статистической информации, который создается не только Правительством и Нацбанком. В развитых странах есть статистика, исходящая от Нацбанка, и Правительства, а есть статистика, исходящая от университетов, от хеджфондов, от институтов, от банков и тд. И есть индикаторы по которым мы можем судить о здоровье экономики. Они состоят из четырех видов: индикаторы опережающие; индикаторы своевременные; индикаторы запаздывающие. Так вот индикатор ВВП – это индикатор запаздывающий… Представьте себе, сегодня весь Казахстан мчится, глядя не вперед, а в зеркало заднего вида, поскольку мы смотрим как изменился ВВП за позапрошлый квартал и делаем какие-то выводы», - отметил М.Сейсембаев.

Он посоветовал НПП «Атамекен» взять на себя функции измерения 5-10 опережающих индикаторов, но, чтобы «не возбуждать ревность Нацбанка и Правительства», это должны быть опережающие инструменты измерения состояния экономики, которые в тоже время, могли бы служить средством перепроверки официальной статистики.

«Мы, как общественность, получим третий источник информации, кроме Нацбанка и Правительства – НПП», - резюмировал бизнесмен.

По словам генерального директора консалтинговой компании «Алмагест» Айдархана Кусаинова, изменение общественного договора нужно, и это не связано ни с кризисом, ни с девальвацией. Будет крайне обидно, если эта попытка сформулировать новый диалог будет ограничена конъюнктурными экономическими вещами, - считает он.

К тому же, по его мнению, у нас взаимоотношения власти и населения выстроены патерналистски – власть сверху, общество снизу. 

«Народ ждет и молчит, надеясь, что умная власть все сделает сама, а народ молча скушает. И вот отсюда идет закрытость и непрозрачность действий власти», - говорит А.Кусаинов.

Эксперт против того, чтобы компенсировать тенговые вклады. Он считает, что это - деятельность каждого экономического субъекта.
«Человек поверил в тенге - это его выбор. Нужно его (выбор) уважать. И не нужно говорить: «Бедный ты, несчастный, на тебе денежку, потому что ты такой тупой, что взял и не увел свои деньги в доллары». Это, на самом деле, неуважение к гражданину! Это формирует неправильные сигналы и неправильные взаимоотношения. Теперь народ просто тупо требует: «Держите курс, потому что у меня средняя зарплата 700 долларов, и вы просто обязаны!» Объясняй - не объясняй, что там нефть в цене падает – бесполезно! «Ты мне обязан!» - и всё. И этот конфликт, он на самом деле лезет везде, и в информационном пространстве, и в нашем партийном пространстве. Это давний, застарелый конфликт, который требует своего разрешения», - отметил эксперт.

Другая проблема, по мнению эксперта, это усиление госкапитализма. Природа этого явления также связана с патернализмом - это обратная сторона медали того же самого явления: «Власть нам, как бы, говорит: «Мы консолидируем общество, мы консолидируем финансы, потому что мы Правительство, нам виднее. А вы народ, вы туповатые. Мы будем управлять, а вам будем что-то давать взамен».

По мнению А.Кусаинова, нужно менять формат диалога с властью – патерналистский настрой должна сменить идеология партнерства.
«Нужно отказаться от «подачек», то есть, вбросов в экономику бюджетных денег, именуемых «государственной поддержкой», и перейти к «поддержке развития», - считает А.Кусаинов.

По мнению политолога Айдоса Сарым, такой негласный контракт в Казахстане заключали дважды. Первый был заключен в 1986 году, и он «сводился к тому, что граждане поменяли свои права на гражданский мир и спокойствие».
С ростом экономики Казахстана, как независимого государства, партнерские отношения были фундаментом равновесия в стране. Но позже они изменились.
«Мы соглашаемся на то, чтобы не идти на социальные протесты, сохраняем веру в государство. Но и оно должно гарантировать конкретные вещи. Власть должна вернуть людям то, что бездарно и слепо было ей отдано – наши права», - говорит г-н Сарым. – «Сравним нашу государственность с поездом. Чтобы он ехал с определённой скоростью, раньше хватало кизяка, подкидываемого в топку. Потом пришел период, когда надо было использовать дрова. Сейчас нужно совершенно иное топливо - энергия нашего населения, основанная на доверии к власти».

Внештатный советник Председателя правления НПП «Атамекен» Денис Кривошеев считает, что страна должна уподобиться шахматной доске, на которой необходимо установить жесткие правила игры.
Он считает, новый социальный договор должен быть сформулирован тремя-четырьмя словами, понятными всем. Образцом для подражания для него является слоган Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство».
Экономист и проректор UIB Магбат Спанов провел параллель между обвалом тенге и памятным «августовским путчем» 1991 года, приведшим к развалу Советского Союза (примечательно, что оба события произошли 20 августа). При этом провозглашение нового валютного курса она рассматривает, как попытку дестабилизации в Казахстане.

По мнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, такой договор уже есть, и это – Конституция, но ее нормы необходимо наполнить конкретным содержанием. В то же время он сомневается, что у нового социального контракта есть какие-либо перспективы.
«Я даже не представляю, как этот договор будет работать на практике. У нас самый главный договор – это Конституция, которую мы обсуждали, принимали. Но она не работает, как не работают все законы. Власть что-то придумывает время от времени, чтобы создать видимость общественного договора», - констатирует исследователь общественного мнения.

Политолог Марат Шибутов предложил от теории перейти к конкретике.

«Я бы хотел предложить НПП сделать свой прогноз состояния Казахстана в зависимости от ситуации на мировых рынках… По социальной ответственности. У нас есть хороший инструмент – Закон «О минимальных социальных стандартах». Стандарты сейчас разрабатываются в этом документе по всем сферам. Большой вопрос к Бердибеку Сапарбаеву, как к ответственному вице-премьеру: давайте с НПП, которая представляет с одной стороны и работников, и бизнесменов, нуждающихся в платежеспособном спросе - Палата должна посмотреть, что там в этих социальных стандартах будет. Потому что, если мы убьем платежеспособный спрос, у нас две трети малого и среднего бизнеса просто умрет», - отметил политолог.
Он напомнил, что в сентябре в Парламент будут внесены 59 законопроектов, в которых определены контуры будущей системы социальной модернизации, и предложил внимательно ознакомиться с новациями всем НПО и экспертам Палаты. 
 

Он также считает необходимым пересмотреть бюджет страны в сторону сокращения непродуктивных трат. А заседание Дискуссионного клуба «Атамекен» политолог предложил завершить принятием итогового документа-анализа всех социальных проблем и вынесением его на обсуждение Правительства.

Источник: www.kursiv.kz

Поделиться
+1