За права бьются проводники

Проводники намерены продолжить судебную войну против, как они говорят, неофициально навязанных условий работы, пишет газета Наша Жизнь.

Чтобы доказать, что их трудовые права ущемлялись работодателем, они готовы отправиться в комиссию ООН по правам человека.

Сразу шесть десятков проводников Павлодарского отделения АО «Пассажирские перевозки» заявили о серьезных нарушениях трудовых прав. Но на днях долгие судебные разбирательства закончились не в их пользу. Доводы работодателя были поддержаны судом первой инстанции и апелляционной коллегией. Проводники и их представитель - адвокат Гульбахыт Бижанова сразу после завершения финального процесса заявили, что намерены отправиться в кассационную коллегию, в Верховный суд и даже, если понадобится, в комиссию ООН по правам человека.

– Возможно, мы создадим прецедент для региона, но, по моему мнению, судом, неверное, не дана надлежащая оценка тому, что происходит на крупном и уважаемом железнодорожном предприятии в части соблюдения трудовых прав рядовых проводников. Мы будем доказывать это на всех уровнях, - говорит адвокат.

В феврале текущего года несколько десятков проводников в иске к работодателю рассказали, что на них, грубо говоря, «ездят». Самые большие претензии к организации охраны вагонов, которая именуется межрейсовой охраной. На рабочем месте проводники находятся не только во время поездок, но и во время так называемых отстоев. Много часов они проводят в вагонах до отъезда и после возвращения из рейса.

– Вот, допустим, мы приходим на планерку, нам зачитали схему, и мы находимся с этого времени на работе. То есть, приняли вагон и до отправки уже не имеем права покидать рабочее место. Но пока мы находимся в вагоне до и после поездки, бывает, что и по 10-12 часов, нам не оплачивается это время как положено. Так как фактически все мы охраняем вагоны. Хотя, например, по тем же новым нормативам, это должен делать в летний период один проводник на пять вагонов и получать за это соответствующую оплату. А раз мы все сидим, то будьте добры, платите нам по полной, за совмещение труда. Но делят одну эту оплату на пять или восемь человек. Поэтому и обратились в суд, просим взыскать невыплаченные суммы, имеем на это право. И семей своих толком не видим, и пассажирам улыбайся, отсидев по десятку часов за копейки, - возмущаются проводники.

По их словам, нередко они исполняли и обязанности специальных бригад по экипировке белья и уборке вагонов. Еще один спорный момент – существенная разница между окладами труда проводников пассажирских вагонов «Северного» участка и «Западного» Мангышлакского участка, причем не в пользу первых. Происходило это не один год. И теперь решили вернуть то, что, по их мнению, принадлежит им. Тем более, прецедент уже создан чуть раньше. Несколько проводников, рискуя оказаться в немилости у работодателя, действовали в одиночку и уже взыскали недоплаченное. Суммы варьируются от 500 тысяч до миллиона тенге.

Однако в этот раз дело оказалось сложнее. Проводники считают, что слишком большие деньги теперь на кону. Ведь судебный процесс, в случае удовлетворения иска, может стать примером для их коллег по всему Казахстану.

– Кроме того, думаю, неизменно возникнет вопрос – а где деньги, которые выделяются или должны выделяться на оплату труда проводников, обслуживающих поезда во время стоянок?

Ответчик, в свою очередь, заявил, что официальным документом закрепленной обязанности находиться в вагонах во время стоянки всей сменой нет, и делают это проводники по собственной воле. А работодатель это время делит, чтобы у остальных не случалось «недоработки». Что касается разницы в оплате труда в западном и северном регионе – дело в экологической надбавке. Кроме того, настаивают, что и проводники должны были вносить касающиеся их изменения в договоры. Но не оспаривали условия вовремя, и срок для судебного разбирательства упущен. Еще один аргумент – ни транспортная прокуратура, ни управление труда существенных нарушений трудового законодательства так и не выявили, о чем заявили суду.

Однако проводники уверены – их поезд еще не ушел, по крайней мере, обратного пути точно нет. Они подозревают, что высказав свое мнение, уже попали в «черные списки» работодателя. Но отступать не намерены.

Поделиться
+1