«Вижу три полка – мёртвых, калек и вас»

Великая Победа застала гвардии полковника Бауыржана Момышулы в должности командира 9-й гвардейской дивизии. И только в конце сентября 1945 года вышел указ Верховного Совета СССР о демобилизации солдат Великой Отечественной войны. 28 сентября Б. Момышулы встретился с воинами 23-го гвардейского полка и рассказал им о порядке долгожданной демобилизации. Сегодня мы публикуем выдержки из стенограммы выступления легендарного полководца, полагая, что его речь передаст дух того времени – победного сорок пятого.

«Здравствуйте, товарищи! Верховная власть страны в лице Президиума Верховного Совета Союза ССР вчера издала закон о демобилизации из рядов армии некоторых категорий военнослужащих, которые составляют, по существу, большинство ее личного состава, и которые на собственных плечах вынесли основные тяготы войны на всем ее протяжении.

На основе этого закона миллионы наших доблестных бойцов и сержантов будут возвращены к своему родному очагу, в свою родную деревню, родной город, производство, колхоз, свой родной край, от которого они были оторваны войной.
На основе этого закона многие старики, отцы и матери получат своих любимых сыновей, которые у них были отняты войной.

На основе этого закона многие женщины получат мужей, которые у них были отняты войной.

На основе этого закона миллионы советских детей получат отцов, которые у них были отняты войной.

А некоторые из них своих отцов увидят впервые, которых они в течение нескольких лет называли «папа» по фотографиям и тянулись своими детскими ручками к этим карточкам.

На основе этого закона страна получит миллионы высококвалифицированных, проверенных в суровых испытаниях, закаленных в трудных условиях боя рабочих людей, рабочую силу, которая станет у своего станка, у своего плуга.

Этот закон, по существу, является началом реформ и перестройки не только Красной Армии, но и всей нашей жизни, шагом к светлому будущему. В этом состоит политическое, экономическое и историческое значение данного закона. На этом я заканчиваю законную сторону моей речи.

Три месяца тому назад мы демобилизовали из рядов армии стариков и девушек. Я отдаю должное им, преклоняюсь перед их мужеством, но не они составляли основу армии. Они не являлись опорой ее на поле боя, на фронте.

После вас в рядах армии останутся ваши младшие товарищи по оружию. Это «медные котелки». Я преклоняюсь перед их мужеством, но они также не являлись основой нашей армии, перенесшей все тяжести войны от ее начала и до конца. Многие из них вступили в войну в 1943-44 годах, даже имеются призванные в армию в 45 году.

Кто же являлся основой армии, стержнем ее, опорой всех наших боевых дел от начала и до конца войны?

Ими являлись вы, ваш возраст – 25-40 лет, ваши сверстники, одногодки. Именно это поколение перенесло всю тяжесть войны от начала и до конца, не щадя своей жизни и крови за великое дело, великую победу – всемирно-историческую победу нашего народа, советского оружия.

Вы на поле боя по-черновому, по-человечески, по-рабочему творили величайшие исторические дела. Вот почему я говорю, что победа – это ваше кровное дело, за которое из вашего поколения многие отдали жизнь, многие отдали кровь, многие отдали здоровье. Вы являетесь вершителями великих исторических дел, которых не знало человечество, жившее до нас, и то, которое будет после нас.

На этом я заканчиваю лирическую часть своей речи. Короче говоря, вы – участники исторических событий, великих дел, вы – рядовые мастеровые победы.

В одном из своих выступлений Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин простых советских людей назвал винтиками и говорил: «…что бы мы, маршалы и генералы, представляли из себя, если бы не эти винтики». Когда он говорил так, то имел в виду бойца и сержанта, которые, рискуя жизнью, перенесли на собственных плечах все тяготы войны, на поле боя творили победу с автоматом и винтовкой в руках. Когда он говорил так, то имел в виду полуголого, полубосого, полуголодного рабочего у станка, который давал нам свою продукцию, оружие, боеприпасы. Когда он говорил так, то имел в виду наших братьев, отцов, матерей, жен и сестер, которые, полуголые, полубосые, полуголодные, обрабатывали наши поля и давали нам хлеб.

Тот, кто действительно воевал за победу, тот, кто искренне участвовал в народном творчестве – победе, тот горд сознанием исполненного долга, тот горд высоким званием воина-победителя, тот везде и всюду и всегда бережет честь воина-победителя как зеницу ока, ибо он не воевал за награды, ибо он не воевал за богатство, ибо он не воевал из эгоизма, за личное благополучие – он воевал за честь, достоинство своего народа, своего государства. Такой человек никогда не позволит себе мещанской роскоши, торгашеской хитрости, идиотской подлости разменивать честь воина-победителя на мелочь, на барахло, потому что он – муж, он – гражданин, он – воин. Ему честь дороже любого богатства. Он сознает, что за это дело миллионы его товарищей пролили кровь, миллионы его товарищей отдали здоровье. Они завещали оставшимся в живых не запачкать их жизнь, их имена, их священную кровь грязью, аморальным явлением, недостойным поведением и поступками. Он знает, сознает и уважает боевой коллектив творцов победы – мертвых, калек и здоровых. Его человеческое самолюбие, разум и сердце воина не позволяют ему не щадить самолюбие воинов мертвых, калек и других здравствующих товарищей.

Вы думаете, 23-й гвардейский полк состоит и состоял из вас? Нет! Когда ваш командир полка строит вас и, подав команду «смирно», идет ко мне с рапортом, я вижу не только вас, я вижу три 23-х ордена Ленина гвардейских полка. Полк мертвых! (Шепот в рядах). Полк калек! И ваш полк. Вот почему я часто тяжело иду из фланга во фланг, прежде чем поздороваться с вами; я не нарочито делаю это. Я вижу три полка.

– Сколько было мертвых – больше или меньше, чем вас?

(Боец с места): «Больше, товарищ полковник».

– Сколько было калек?

(Боец взволнованно): «Не меньше, товарищ полковник».

Какое же имел право из-за трех литовских свиней подлец Силенко разменивать честь полка мертвых, честь полка калек и вашу честь? Он – презренный, прогнивший подлец, который заслуживает презренья всех.

На этом разрешите закончить моральную часть моего обращения.

Вас интересует, когда вы поедете домой. Вы поедете домой с 1 октября по 15 ноября. Отправка будет производиться по принципу землячества. Эшелоны будут подаваться по направлениям: сибиряки – новосибирским, среднеазиаты – ташкентским эшелоном, ленинградцы – ленинградским. Когда какой эшелон подадут, я не знаю. Следовательно, вам надо будет набраться терпения на полтора месяца.

Что вы будете делать до подачи вам эшелонов? Вы будете помогать нам подготовиться к зиме. Надо благоустроить казармы, оборудовать учебные поля. Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы новое пополнение, ваша смена, жило в нормальных условиях и обучалось на оборудованном учебном поле. На смену вам в ближайшем будущем прибудут ваши младшие братья, даже сыновья. В этот период вам нужно работать добросовестно, соблюдать все воинские порядки не за страх, а за совесть, и не попадать в неприятное положение из-за своей недисциплинированности.

В этот период вам нужно быть более нравственными, чем когда-либо. Ибо настало время скорой встречи с семьей, с женой, с детьми, которые в течение четырех лет денно и нощно ждали вас с глубокой тревогой в сердце, молились Богу за вас, провели много бессонных ночей, волнуясь за вас, за вашу жизнь. Вы обязаны как большой человек-победитель принести порядок в свою семью, неизменную любовь и верность жене и детям своим.

Терпи, солдат, пока настанет день встречи. (Смех). Не будь свиньей перед своей подружкой, будь человеком – мужем! Не падай в грязь венерических болот – это мой первый совет.

Второй совет: когда будете ехать в эшелоне, вас будет сопровождать эшелонное начальство. Натворил ты что-нибудь в пути, схватят тебя за шиворот и отправят в тюрьму прямым сообщением. Такой неприятности никому не желаю. Вместо того, чтобы доехать домой, попасть в тюрьму. Это недостойно воина-победителя. Это неприятно для вас, для вашей семьи. Веди себя достойно в пути, чтобы каждая станционная торговка была поражена твоим благородством.

Третий совет. Мы вам дадим небогатые подарки. В ваш карман положим по тысяче рублей денег. В мешок – немного муки, сахару, мяса. Для чего это дается? Вам ли они даются? Нет. Они даются вашим друзьям, вашей семье для того, чтобы они сумели материально обставить вашу радостную встречу, а не для того, чтобы пропивать или сожрать в дороге. (Смех).

Ни для кого не секрет, что четырехлетняя война достаточно потрепала каждую семью и в материальном смысле. Что значит ваш приезд? Это значит для вашей семьи – мертвый воскрес! Сколько волнений, сколько сладких слез радости!

Чарка водки! Не у всякой семьи есть чарка и деньги на это. Не у всякой семьи есть сметана, блины, не у всякой семьи есть мясо на закуску, не у всякой семьи есть сахар и сладкий чай.

Ты приедешь домой, к тебе явятся друзья, будут пожимать руку твоей жене, поздравлять с приездом дорогого мужа, поздравлять детей твоих, которые детскими глазами, с детской радостью будут смотреть на отца. Жена, счастливая, взволнованная, захочет в этот знаменательный день своей жизни сделать широкий жест: щедро угостить гостей, отметить твой приезд, но ее рука, ее сердце скованы бедностью. Ты заметил, что твоя дорогуша смущена, смотрит на тебя беспомощно и глазами говорит: «Милый Ванюша, я готова зажарить котлету хоть из себя (смех), чтобы гости радостно ушли после нашей счастливой встречи». А ты не будь растерянным и наивным. Посмотри в сторону жены, как у нее с хозяйством обстоит. Ведь всухую не полагается встречать. Вдруг заходит Иван Никанорыч, твой сосед добрый, кидается к тебе, ты его останови, правую руку ему не подавай, скажи ему так: «У меня, Иван Никанорыч, правую руку немного немец прогрыз», – и подай ему левую руку. Пока он будет жать левую, сам сунь правую руку в карман и своей Анютке из кармана вытяни тысячу рублей, чтобы водку принесла. (Смех).

В кухне жена пироги стряпает, половина горит, другая не получается, гости сидят, водка на столе. Пока будет горячее готово, долго ждать. Гости с досадой и нетерпением на бутылку смотрят – разлить бы водку, да закуски нема. Вот для того, чтобы в этот момент ты не очутился в глупом положении, тебе даются на холодную закуску две банки консервов. (Смех). Рассчитано все, товарищи, пирожки, блинчики горячие на столе, водка выпита, чайку надо попить, а сладить нечем. Чтобы твои гости губы не ошпарили кипятком, тебе дается два кило сахара на сладкий чай.

Может быть, каждый воин почувствует себя после такой тяжелой войны вольно, так как он имеет заслуги, у него есть ордена на груди; он считает себя имеющим право свободно шагать, не уважать общественный порядок, нормы гражданского поведения. Если каждый солдат, провоевавший четыре года, каждый имеющий ордена, каждый герой бесцеремонно будет нарушать наши порядки, будет нарушать нормы поведения советского человека, будет унижать и оскорблять достоинство наших граждан, то в течение какого-нибудь месяца вся советская страна превратится в страну сплошных хулиганов. Поэтому ни народ, ни государство, ни правительство никому не могут позволить нарушать общественный порядок, не уважать законы, не уважать достоинство граждан, нарушать нормы поведения.

Если ты имеешь заслуги, это обязывает тебя быть примером везде и всюду. Ордена требуют достойного поведения. Сколько бы у тебя орденов ни было, ты уехал из дому скромным Иваном, приезжай скромным Иваном, только тогда ты заслужишь уважение и любовь, а не грудобоем.

Последнее. Ты был достойным, отличным бойцом на поле боя. С честью выполнил свой долг в войне, в бою. Ты отличился на фронте. Будь примером, отличись теперь на трудовом фронте, ибо твой долг – всеми силами помогать своему народу в быстрейшем восстановлении народного хозяйства. Твой долг быть стахановцем в труде, отличиться на производстве, на колхозных полях.

Вот все, что я вам хотел сказать».

Поделиться
+1