Павлодарские экстремалы остались без зала, в котором могли тренироваться. «Альтернатива» - так назвали свой клуб спортсмены - просуществовала пару месяцев.
В середине ноября прошлого года в городе появилось то, о чем, казалось, можно только мечтать всем, увлеченным экстремальными видами спорта - помещение для проведения тренировок - большой оборудованный зал.
- Здесь могли тренироваться скейтбордисты, ролеры, бэмеры (они же BMX-райдеры - велосипедисты, исполняющие различные трюки на своем транспорте - авт.), трейсеры, воркаутеры, слэклайнеры (слэклайн - хождение и балансирование на слабо натянутой стропе - авт.), - рассказывает основатель центра «Альтернатива», трейсер Слава Монахов. - Идея открытия зала была моя. Ребята ее поддержали. Вопрос с арендой помещения решили за счет оплаты тренировок. Изначально аренда составляла 120 тысяч тенге в месяц, позже мы договорились, что будем платить 70 тысяч тенге, но и эту сумму собрать не удалось. Ребята чаще находили деньги на покупку тех же новых запчастей для своих велосипедов, скейтбордов, чем на оплату тренировок. Хотя безлимитное пользование залом в течение месяца стоило всего две с половиной тысячи тенге, а в день - 250 тенге. Сумма занятий - очень низкая, на самом деле. Если бы стабильно все сдавали, мы бы покрывали аренду. Но, как всегда бывает в таких делах, изначально загорелись все, а потом стихли. Зато сейчас зимой разве что на морозе кататься. Для сравнения, нужно сказать, что, к примеру, в Алматы те же трейсеры за занятия в гимнастическом зале отдают тысячу тенге за два часа. Конструкции для тренировок собирались тоже своими руками: для паркура договорились взять необходимое у одной из школ, скаты для скейтеров и бэмеров мы делали сами из фанеры и железа.
- Сейчас клуб не функционирует, я еще и остался в минусе, чтобы закрыть аренду и уйти без долгов. Мы находились на улице Торговой, недалеко от трамвайного депо. Добираться туда, в принципе, не сложно.
За пару месяцев существования ребята успели организовать и начать проводить занятия в различных секциях. В частности, сам Слава вел занятия и тренировки трейсеров, что вполне позволял ему его шестилетний опыт в этой сфере.
- Для каждого направления у нас был свой инструктор, - продолжает спортсмен. - Я находился в зале каждый день, иногда мы допоздна тренировались так, что могли остаться там ночевать. Там у нас были условия, чтобы перекусить, отдохнуть. Одновременно в зале могли заниматься до пятнадцати человек. Было такое, что одновременно приходило и тридцать, но в таком случае приходилось дожидаться своей очереди, где-то уступать, ждать, пока закончит упражнение другой. Никаких повреждений или из ряда вон выходящих случаев у нас не было.
- Не страшно все-таки брать ответственность на себя, ведь мало ли что может случиться?
- На тренировках по паркуру у нас есть такая практика, когда ученик подписывает бумагу о том, что он ознакомлен с техникой безопасности. Здесь ее тоже разъясняли, но никаких подписей не брали. Мы просто мало просуществовали. Если бы увеличилось количество желающих посещать зал, то я бы взялся за этот вопрос более официально. У нас есть специальный комплекс разминки, только после него можно приступать к занятиям. Плюс постоянно слежу за ребятами. За время, что я занимаюсь паркуром, всего дважды стал свидетелем того, как начинающие трейсеры ломали ключицы. В обоих случаях виноваты были сами - не делали необходимый комплекс разминки. На наших тренировках таких происшествий не было ни разу. В центр приходили ребята самых разных возрастов: от 12 до 23 лет. Кто-то горел желанием быть трейсером, другие приходили научиться лишь одному приему. Например, одного парня требовалось обучить заднему сальто, как смог его делать самостоятельно - исчез. Девушки к нам тоже ходили. Особый интерес у них вызывал слэклайн. Родители ребят, что у нас занимались, иногда сами посещали занятия. Мама одной из девушек хотела поразминаться, порастягиваться по нашей программе, ей понравилось. Помимо нее приходил отец одного из наших учеников, хотел научиться делать сальто. Научили.
- Тем не менее, вы закрылись. Все так плохо с экстримом в Павлодаре?
- У нас плохо со спонсорством. Акимат, конечно, оказывает нам поддержку. Он хорошо помог с перевозкой оборудования - бесплатно предоставил транспорт, ведь конструкции у нас тяжелые, есть под 50-60 килограмм. Постоянно проводятся мероприятия, посвященные паркуру, воркауту, скейтбордингу. В прошлом году мы выиграли государственный социальный заказ как экстремальное движение. Делали различные выезды. В том же Алматы такого нет. У них есть просто зал, куда желающие приходят тренироваться, но как одно целое движение они не организованы. В этом плане Павлодар шагнул вперед. К примеру, сегодня мне нужно успеть в пару-тройку мест: из местного спорткомитета звонили, хотят провести соревнования, насчет зала нужно договориться, и еще нас позвали показать мастер-класс в исправительной колонии. В других городах Казахстана экстремальное движение если и есть, то остается на уровне улиц.
- А с вопросом о помощи в поиске зала для занятий в акимат вы не обращались?
- У них нет подходящего помещения. Могут посодействовать с занятиями в школьных спортивных залах, но это нам не подходит.
- А как обстоят дела с поддержкой экстремального спорта в России? Насколько знаю, ты туда периодически выезжаешь как представитель паркур-движения.
- В России с этим все очень хорошо. Например, в Новосибирске основатель движения лично знаком с мэром города. При содействии чиновника открылся огромный центр экстремального спорта «Альтернатива», где было все: большой скейт-парк, паркур-площадка, различные батуты и так далее, но, к сожалению, он сгорел в 2014 году. Ежегодно на день города экстремалам выделяются средства на проведение массового мероприятия. Плюс там есть частные залы, две специализированные площадки для паркура и одна огромная для скейтбординга.
- В недавно открывшемся после реконструкции гагариновском парке есть что-то интересное для вас?
- Конкретно для паркура - нет. Но там построили сразу три скейт-площадки, что нас удивило. В Алматы - и то всего два скейт-парка, а у нас в одном - целых три. Я сдавал и проект паркур-площадки, когда велись работы над реконструкцией парка, его одобрили. Обещали попозже достроить. У нас есть площадка для трейсеров только в городе Аксу, но она сейчас в ужасном состоянии, да и строили ее не профессионалы - по картинке из Интернета. Нашли спонсоров, разыграли тендер, построили. А занималась стройкой фирма, которая специализируется на изготовлении детских турников и площадок.
- О возобновлении работы «Альтернативы» не подумываешь?
- Пока нет. Понял, что нужна финансовая база, и все равно уйдешь в минус, потому что люди у нас не такие: энтузиазм есть, а на деле его применить не выходит. А я, как студент, правда, получающий стипендию, позволить себе содержание клуба не могу. Для этого нужно иметь какой-то существенный доход. Я как-то был в Карагандинской области, в поселке городского типа под названием Шахан. Там один местный парень организовал секцию паркура. Ему дали зал, разрешили использовать его. Он собирает с ребят по две тысячи тенге на оборудование, покупает маты, ставит турники и прочее. Люди активны и поддерживают работу секции. У нас же человек предпочтет купить себе новые колеса или кроссовки. Новосибирские трейсеры, также открывавшие в свое время «Альтернативу», не только покрывали аренду за счет абонементов и оплаты тренировок, но и выдавали себе зарплату. В России, впрочем, и спонсоров найти проще, чем у нас. Там хотя бы можно попасть на прием к директору фирмы, он выслушает твое предложение. Здесь мы постоянно натыкались на менеджеров, секретарей, заместителей, которые на все наши предложения выходить на выступления, к примеру, с логотипами той или иной фирмы на футболках, а взамен помощи с приобретением матов или оборудования, только улыбались. А сотрудники одного мобильного оператора и вовсе предложили нам реализовать их номера: нам продадут их по двести тенге, мы должны перепродать по двести пятьдесят. Получается, мы перед выступлением не тренироваться будем, а носиться с пачками номеров по городу. То есть, они даже не воспринимают идею спонсорства. К начальству и вовсе не пройдешь. Единственные частники, которые шли нам навстречу, это фирма, занимающаяся полиграфией: они бесплатно печатали нам баннеры.
- И, все-таки, где же вы теперь тренируетесь?
- Я сейчас нашел помещение, но заниматься там можно только паркуром, потому что пол деревянный, а для скейтеров и бэмеров он не подойдет. Завтра уже позову трейсеров, с ними возобновим тренировки.