Кто и зачем поставил в Павлодаре вот такие эко-урны?
Их в городе три штуки. На каждой подробно расписано, что можно и что нельзя выкидывать в эко-урну. Например, на той, что стоит на улице Геринга, возле «Пищепрома», мы прочитали: «Картон, бумага, пластмассовые изделия, металл, полиэтилен. Стекло не бросать!» Кстати, невооруженным взглядом видно, что горожане на этот перечень обращают мало внимания, забрасывая в урну все подряд. Что не удивительно - «Версия» писала про урну для утилизации ртутьсодержащих отходов, несколько недель простоявшую на набережной. В нее, как вы помните, чего только ни напихали.
Фирма, которая установила в Павлодаре такие эко-мусорки, называется «Центр утилизации отходов ТОО «Kaz Eko Pvl». Генеральный директор этой компании Кирилл Майоров рассказал нам, зачем их поставили и есть ли какой-то эффект от их использования.
- Мы пытаемся внедрить у нас западную культуру утилизации, - объясняет Кирилл. - Наши европейские партнеры посоветовали нам поставить урны, попробовать начать приучать людей к разделению отходов. Рано или поздно ведь нужно учить народ, чтобы каждый, так сказать, отвечал за свой мусор. Поставили мы три урны: две - на Геринга - они для полиэтилена и пластмассы, а также для дерева, и еще одну - на Ломова, она - только под бутылки. Но, на самом деле, не важно, что мы написали на них и что попросили в них выбрасывать - все равно в них кидают все подряд. Опыт показал, что если ставишь для сбора бутылок урну, то там надо делать маленькие отверстия, чтобы ничего больше просто не влезало. Потому что наши люди, как ни проси, ни предупреждай, будут выкидывать все сразу. Чтобы изменить это, конечно, нужно менять и весь порядок сбора и вывоза мусора. К примеру, в западных странах такая система: по понедельникам вывозят только картонно-бумажные отходы, по вторникам - только пластмассовые, полиэтиленовые отходы, по средам - металл, в четверг - прочие отходы. И если вы что-то бросили постороннее в конкретный вид отходов, к вам сразу же приходит штраф. То есть не только люди должны поменять свое отношение, но и государство должно, в свою очередь, обратить серьезное внимание на вопрос утилизации мусора.
- Конечно, одни мы ничего изменить не сможем, чтобы научить людей правильно относиться к своим отходам, нужно развернуть огромную работу, настоящую пропаганду вести по всей стране, причем начинать ее нужно в школах, - считает Кирилл. - На западе как делается - каждую неделю в школах у них один урок посвящен окружающей среде в целом и, в частности, утилизации мусора, детям рассказывают о пользе переработки отходов, о том, как вторичное сырье помогает сберечь ресурсы нашей планеты. В течение первых лет учебы это постоянно разъясняют, и в итоге дети уже приучены к такому порядку, у подрастающего поколения уже заложено ответственное отношение к мусору. Я уже не в одну школу ходил, предлагал им хотя бы раз в полгода, или раз в четверть проводить акции по сбору макулатуры, как это делалось у нас раньше, в советское время. Ученики могли бы приносить свои старые тетради, дневники, книги, пришедшие в негодность, да и сама школа могла бы избавляться от бумажного мусора таким образом. Причем мы не говорим отдавать нам его бесплатно, мы готовы покупать такие отходы и вывозить самостоятельно. Но поддержки в лице руководства школ я не нахожу, реакции ноль, так сказать. А почему, я и сам не знаю, наверное, в наших людях заложено это: мусор надо просто выкинуть и все. А, между тем, школьникам можно было бы объяснять, что они, сдавая мусор на переработку, спасают деревья. Ведь шестьдесят килограмм макулатуры - это одно двадцатилетнее дерево. Почему бы детям не объяснить это, ведь тогда они привыкли бы быть более ответственными, бережно относились бы к природе. Мы живем в такое время, когда вопросы экологии и экономии ресурсов должны обсуждаться уже в начальной школе. Сейчас мы пытаемся донести наши соображения по этому поводу до городского отдела образования, надеемся, что к нам прислушаются.
Как рассказал Кирилл Майоров, ТОО «Kaz Eko Pvl» занимается сбором, сортировкой и прессовкой мусора. Полученное сырье они сдают на переработку. Прессованную макулатуру, к примеру, продают картонно-рубероидному заводу, пластиковые бутылки у них забирают на павлодарскую свалку, так как здесь есть оборудование для их переработки. При этом применяется технология «бутылка в бутылку», то есть из уже использованной пластиковой тары делают новую, если говорить совсем просто. Из старых канистр, кстати, тоже делают новые, из пластиковых ящиков - новые ящики. Цвет будущей бутылки зависит от того, какого цвета была старая, так как никаких красителей во время переработки не используют. Поэтому прежде, чем сдавать бутылки, «Kaz Eko Pvl» их сортирует по цвету: зеленые - к зеленым, белые - к белым. Покупают мусор по одной цене, отсортированный прессованный продают по другой. Тем и зарабатывают. Полиэтилен, канистры и пивные банки Кирилл продает россиянам, так как они платят за это сырье больше.
- Любой мусор стоит денег, - говорит Кирилл. - Наш вид деятельности предполагает сбор, вывоз и утилизацию неопасных отходов, так что оргтехникой мы тоже занимаемся. А в двух компьютерных системных блоках, я вам скажу, содержится полтора грамма драгметалла. Их выделяют методом химической обработки. Мы вывозим и разбираем оргтехнику: пластмасса, металл, платы - все отдельно. Когда накапливаются платы, оттуда вытаскивают нужные детали, и через химсостав это проходит. Кстати, в Европе все это добывается в промышленных масштабах. Они собирают около пяти тонн таких плат, и из них выходит примерно десять килограмм драгметалла. Но все перерабатывающее оборудование очень дорогое. Как нам объяснили, чтобы нам такую технику поставить, нужно накопить около двадцати-тридцати тонн этих плат, чтобы стоимость оборудования отбить. Да что говорить о переработке оргтехники, даже если взять обычные пластиковые бутылки, китайское оборудование для их переработки стоит около 110 тысяч долларов, европейское - около 220 тысяч.
- Переработка - затратный процесс, но во всех отношениях нужный и выгодный, если в него вложиться. К примеру, те ребята-россияне, которые забирают у нас полиэтилен, они его как-то мешают по своей технологии с песком, с цементом, и у них получается отличная продукция - брусчатка, полимерные заборы, черепица. Они легкие, прочные. Можно сказать, не убиваемые. В Европе стекло дробят в пыль, аккуратно упаковывают в мешки и продают. Если в цемент добавлять эту стеклянную пыль, бетон получается отменного качества, считайте, он вечный. Да даже далеко ходить не надо, возьмем тот же компост - листьев сколько у нас постоянно жгут осенью, а ведь это тоже деньги. Зайдите в магазин, посмотрите, сколько стоит мешочек удобрений - 700-900 тенге. А ведь можно тоже купить оборудование, где собранные листья перегниют, пройдет определенный процесс, и их тоже можно фасовать и продавать. Бизнес, связанный с утилизацией и переработкой отходов, это бизнес будущего.
Кирилл рассказал, что у него дома весь мусор строго разделяется - сам себя он давно приучил к порядку, который мечтает внедрить повсеместно.
- Ну, будет у вас несколько ведер стоять вместо одного, или несколько пакетов лежать, много места все равно не займут, - говорит Кирилл. - Зато заработать можете - если накопите, к примеру, двадцать килограмм макулатуры, бутылки, канистры, полиэтилен, мы приедем с весами и купим, если у вас собралось достаточно мусора, который представляет для нас интерес. Бутылки, канистры, полиэтилен мы покупаем за 30 тенге килограмм. Пивные банки - 70 тенге килограмм. Отношение к мусору всем нам нужно менять кардинально, нужно учиться правильно его утилизировать, понимать всю значимость его переработки, и зарабатывать на нем. Почему нет?