В Казахстане впервые отправили в свободное плавание рынок дизельного топлива. Уже в августе стоимость горючего существенно подорожает. В Министерстве энергетики не видят другого выхода из сложной ситуации, передает 31 канал.
В начале осени по традиции нефтеперерабатывающие заводы остановятся на ремонт, и тогда в республике может возникнуть очередной дефицит топлива.
Министерство энергетики выступило с инициативой отменить госрегулирование цен на дизельное топливо. Чиновники опасаются, что уже осенью в стране возникнет дефицит топлива. Дизель в Казахстане дешевле, и на него большой спрос в России и Кыргызстане.
БОЛАТ АУЕТАЕВ, председатель правления "Казахстанской топливной ассоциации":
- С августа по ноябрь 2016 года поочередно планируется остановка на плановый ремонт павлодарского и шымкентского нефтезавода. Покрывать дефицит импортной продукцией невозможно, так как цена на дизельное топливо регулируется государством и держится на очень низком уровне по сравнению с закупочными ценами из России и доставку.
В свободное плавание отправят только розничную торговлю. Аграрии и оптовые покупатели так и будут получать горючее со скидкой. А вот цена на заправках подскочит как минимум на 15 процентов и сравняется со стоимостью топлива у наших соседей. В случае дефицита чиновники закупят дизель в России.
АСЕТ МАГАУОВ, вице-министр энергетики РК:
- Мы рассчитали, что без косвенных налогов можно уже завозить дизельное топливо. И она, с учетом нашей системы налогообложения, не превысит 115 тенге за литр на наших заправках. Именно российское дизельное топливо.
Запретить соседям покупать горючее в Казахстане чиновники не могут, это пойдет вразрез с положениями о ВТО и торговле между странами ЕАЭС. Между тем, аналитики поставили под сомнение версию об оттоке дизельного топлива в Россию.
СЕРГЕЙ СМИРНОВ, аналитик нефтегазовой отрасли:
-Топливо в Россию вывозить смысла нет, поскольку там с начала текущего года продажа топлива ниже класса Евро-5 в России вообще запрещена. Наше топливо класса Евро-4, Евро-5 наши власти обещают наладить только к 2018 году. То есть, у нас сейчас производится топливо значительно ниже класса, чем Евро-5. И реализовывать и продавать его в России просто невозможно. Там штрафы.
Решение об отмене регулирования цен на дизельное топливо вступит в силу уже в начале августа. Очевидно, что от такой политики в выигрыше останутся как оптовые поставщики, так и реализаторы, чего не скажешь о простых потребителях. Реформа ударит по их карману.