Какие задачи стоят перед правительством Сагинтаева?

Указы главы государства о назначениях всегда вызывали и вызывают пристальное внимание. Аналитики и эксперты каждый раз пытаются спрогнозировать ход исполнения государственных программ после прихода новых (или старых) руководителей в министерства и ведомства. ИА Total.kz предлагает оттолкнуться от задач, поставленных президентом Нурсултаном Назарбаевым перед новым правительством.

Итак, напомним: еще до утверждения Бакытжана Сагинтаева на пост главы правительства перед кабинетом министров был поставлен ряд задач, среди которых – разработка новых госпрограмм, а также «перевод» серьезного количества задач на «внебюджетные» рельсы.

АПК и вода

О каких программах идет речь? Прежде всего это программа развития агропромышленного комплекса страны. Она должна трансформироваться из существующей в настоящее время программы «Агробизнес-2020». Приоритетами этой программы, по мнению главы государства, будут, во-первых, увеличение объемов и диверсификация сельхозпроизводства с акцентом на наиболее востребованные рынки и виды продукции. Во-вторых, экспорт переработанной сельхозпродукции. В-третьих, доступное кредитование для сельхозтоваропроизводителей и, в-четвертых, создание сервисно-заготовительных кооперативов, инфраструктуры для первичной переработки, хранения и сбыта продукции. Отдельный вопрос в рамках программы развития АПК или вне ее – введение в оборот орошаемых земель.

В течение ближайших пяти лет ставится задача ввести в оборот более 600 тысяч гектаров орошаемых земель. Говоря об этом, глава государства на расширенном заседании правительства 9 сентября 2016 года подчеркнул: «Минсельхоз и акимы должны вести жесткий контроль за рациональным использованием сельхозземель. Нам нужно обеспечить эти земли необходимым объемом воды за счет ремонта аварийных и строительства новых водохранилищ. Конечно, для этого нужны деньги, но если постараться, каждый район, аул может удержать энное количество воды в своем регионе. Хотя бы скот поить. Вопрос воды для Казахстана – глобальный вопрос. И возможность развития сельского хозяйства. Поэтому вопросом водных ресурсов надо специально заняться правительству».

Следующая задача программы – усовершенствовать систему субсидирования АПК. По мнению президента, важно сократить неэффективные субсидии и сделать акцент на рост производительности. Предоставить сельхозтоваропроизводителям возможность гарантированного долгосрочного закупа его продукции по безубыточным ценам. Стоимость программы, по словам главы государства, составит (с учетом водоотведения) 97 млрд тенге только в этом году.

Земля и квартирный вопрос

Еще одна большая программа, требующая пристального внимания правительства – Единая программа жилищного строительства «Нурлы жер». Она также должна быть сформирована путем слияния действующих программ развития регионов до 2020 года и инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. При этом основными тремя «китами» программы глава государства назвал ипотеку, индивидуальное строительство и жилстройсбережения. В новой программе, считает он, надо учесть следующее.

Во-первых, перенести акценты с прямого финансирования строительства жилья на стимулирование частных застройщиков. Причем к частным застройщикам относятся как строительные компании, так и просто граждане. А правительству, напомнил в очередной раз президент, необходимо сосредоточиться на подведении коммуникаций и инфраструктуры там, где планируется строительство или выделяются многострадальные десять соток под ИЖС. Однако все расходы государства должны быть возвратными, «на револьверной основе».

«Нужно сконцентрировать свои ресурсы на подготовке инженерной и социальной инфраструктуры. Снижая затраты для частных застройщиков для строительство жилья. Пусть скажут спасибо – 30% строительства жилья мы берем на себя. Это позволит привлекать больше частных инвестиций, сокращая долю финансирования из бюджета, и человек получит свой дом», – подчеркнул президент. Спрос на жилье, уверен он, должен быть именно платежеспособным: «Бесплатный сыр только в мышеловке. Люди должны понять: бесплатных денег нет, бесплатных кредитов нет. Рассчитывать получить квартиру могут только те, кто работает, зарабатывает и каждый месяц может платить процентные ставки банку, могут рассчитаться за свою квартиру».

И правительству «надо выработать меры удешевления и стимулирования ипотечного кредитования коммерческими банками, включая субсидирование процентной ставки». Другим компонентом программы должно стать продолжение строительства кредитного жилья через систему жилстройсбережений. И это строительство тоже нужно переводить на «внебюджетное финансирование». Для выделения земель под ИЖС президент поручил акимам вместе с Минсельхозом провести анализ имеющегося земельного фонда и внести предложения о соответствующих изменениях генеральных планов. Причем акимам должны быть предоставлены дополнительные права выкупа земель под государственные нужды, в том числе и для ИЖС.

«Внутри городов земли нет. Если есть, конечно, давайте, это легче. Вокруг городов земли уже понахватали кто попало. И теперь держат, как собака на сене. И акимы не могут предоставить эту землю – он же не может сказать: сто километров иди и бери землю. А все хотят вот здесь. Кстати говоря, спрос в основном вокруг Астаны, вокруг Алматы, Шымкента, Актобе – вокруг больших городов. А дальше такого спроса нет. Поэтому дать возможность законодательно акимам эту землю забрать. Если по закону не используется – вместе с прокуратурой ее возвратить государству, а если используется, то выкупить по кадастровой стоимости – по той цене, по которой они брали», – подчеркнул глава государства. И поручил не затягивать с возвратом земли, которая не используется по целевому назначению.

Кредиты для бизнеса и ГЧП

Государство должно работать на стимулирование массового предпринимательства и обеспечения занятости, уверен глава государства. Развитие массового предпринимательства – один из главных приоритетов. Поэтому перед правительством стоит задача дальнейшего расширения микрокредитования. «Тех, кто условно занят сегодня, надо перевести в разряд малого бизнеса, чтобы мы знали и чтобы они платили налоги. Это не безработица, это какое-то непонятное дело. Поэтому надо сейчас повсеместно использовать микрокредиты и перевести их в разряд малого бизнеса», – подчеркнул президент. Не менее важно именно долгосрочное кредитование бизнеса, считает Назарбаев. За семь месяцев текущего года портфель кредитов, выданных малому бизнесу,  увеличился более чем на 2 трлн тенге, или на 36%. Но этого, уверен глава государства, недостаточно для поступательного экономического развития. Министерства национальной экономики и финансов совместно с Нацбанком должны «хорошо поработать по восстановлению долгосрочной кредитной активности».

Еще одним инструментом, показавшем свою эффективность, глава государства считает государственно-частное партнерство: «На сегодня созданы все условия и правовое поле. Есть положительные примеры, особенно в сфере дошкольного образования. Государство начало эффективно работать с бизнесом, размещая госзаказ в частных дошкольных учреждениях. Бизнес сам вкладывает свои инвестиции в строительство. Это надо использовать. Всем активизировать эту работу. От правительства до акимов».

Диверсификация, инфраструктура, инфляция и стабилизация 

Правительство и акимы должны быть нацелены на развитие экспорта, считает глава государства. «В Южной Корее за счет этого «вытащили» экономику. Все работали, чтобы вывести продукцию на экспорт. Все, вся страна. И мы должны это делать», – подчеркнул он.

Вторая пятилетка ГПИИР должна пройти под знаком несырьевого экспорта. Поэтому «принципиально важно повысить качество отбираемых проектов»: «Экспортный потенциал, высокая производительность, инновационность должны быть основными критериями отбора проектов. Поручаю правительству выделить дополнительное финансирование на поддержку данной программы в размере 112 млрд тенге», – заявил глава государства. При этом, по его словам, важное направление диверсификации – инициатива «Экономический пояс Шелкового пути». По договоренности с Китайской Народной Республикой сформирован перечень из 51 казахстанско-китайского проекта.

В 2015 году мы ввели два проекта на сумму 64 млн тенге, в этом году планируется четыре проекта на 2 млрд тенге, в 2017 году – 12 проектов, а в 2018-2020 – 33 проекта. И правительству поручено обеспечить своевременную реализацию этих проектов в рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». Развитие инфраструктуры – не менее важный вопрос для правительства. По словам вице-премьера Аскара Мамина, объемы контейнерных перевозок из Азии в Европу за последние пять лет увеличились в сто раз. За семь месяцев этого года в 2,5 раза выросло число контейнерных поездов в этом направлении.

«Мы перетянули на себя основные транспортные транзитные потоки, и сегодня они формируются через Казахстан». До конца года правительство должно запустить в эксплуатацию паромный комплекс порта Курык, завершить строительство и реконструкцию автомобильных дорог протяженностью 920 километров. «Для ускорения реализации начатых проектов развития транспортной инфраструктуры поручаю выделить в этом году дополнительно 74 млрд тенге. Надо Жезказган - Бейнеу закончить, Курык закончить, другие автомобильные дороги. Эти деньги должны быть переданы и быстро освоены», – подчеркнул президент.

Для экономической стабильности важно, чтобы инфляция в 2016-2018 годах была снижена до уровня 6-8%, уверен Назарбаев. «С переходом на свободно плавающий обменный курс мы смогли повысить конкурентоспособность наших предприятий. Вы помните, мы, как насос, забирали все товары из России, и сейчас мы это правильно сделали. Начали восстанавливаться темпы роста в обрабатывающей промышленности», – отметил он.

Стабилизация ситуации на валютном рынке уже приносит положительные результаты, начался процесс дедолларизации, депозиты в тенге уверенно растут, что приводит к увеличению тенговой базы фондирования банков. Доля депозитов в тенге выросла с 31% до 41% на 1 августа. Вместе с тем корректировка курса тенге привела к увеличению инфляционных процессов. В связи с этим правительству и акимам необходимо принять меры для обеспечения стабильности цен, недопущения в этом году роста тарифов на услуги естественных монополий, а также обеспечения стабильности цен: «За ценами продовольственными следить везде – в областях, регионах, городах, весях и так далее, вместе с правительством», – напомнил глава государства.

Где деньги?

Несмотря на кризис, доходная часть бюджета растет. «К концу года мы ожидаем получить в казну 830 млрд тенге дополнительных доходов, – отметил на расширенном заседании президент. – Это дает нам возможность уже в этом году перейти от антикризисного плана, который мы все время вели, к решению текущих проблем при выполнении задач стратегического развития. То есть по кризису мы поработали, все деньги тратили. Сейчас появилась возможность вложить в рост, на развитие». Для решения задач, поставленных главой государства, правительству предстоит провести уточнение республиканского бюджета на текущий год на 380 млрд тенге. Из них – 280 млрд тенге будет направлено на реализацию поручений президента и еще 100 млрд тенге – на иные приоритетные расходы: на обеспечение безопасности, строительство объектов образования, инфраструктуры в Астане и другие. В корректировке бюджета также должны быть отражены поручения по сокращению объема гарантированного трансферта из Нацфонда на 400 млрд тенге и целевого трансферта на 50 млрд тенге.

Поделиться
+1