А ведь даже безобидные, казалось бы, подзатыльники могут стать причиной того, что из ребенка в дальнейшем вырастет тиран и агрессор, который будет так же вымещать злобу на родных и близких людях. Что говорить о постоянных унижениях детей и побоях, пишет газета Версия.
В Алматы еще не утих августовский скандал, разразившийся после того, как двухгодовалый малыш попал в больницу в крайне тяжелом состоянии и впал в кому на несколько дней. Мать ребенка обвинила в его избиении няню. Что толкнуло взрослую женщину на агрессию в отношении беззащитного малыша, неизвестно, однако главный специалист врачебно-психологического салона «Личность», врач-психотерапевт Иван Левченко уверяет, что причины такого жестокого поведения произрастают из детства человека. Ведь уже в раннем возрасте определяется дальнейшая судьба ребенка и его характер.
- То, что люди на бытовом уровне называют судьбой, кармой, психология называет жизненным сценарием или неосознаваемым планом жизни, - рассказывает специалист. - Его мы сами себе в раннем детстве закладываем в подсознание. Основная часть этого сценария определяется лет до семи. В подростковом возрасте и в юности идут его поправки и завершение. А потом мы этот сценарий, сами того не осознавая, проживаем. Жизненный план пишет ребенок, младенец, который не имеет социального опыта, по примитивной, так называемой марсианской, логике. Ребенок в раннем возрасте не придает значения словам, он считывает информацию с поведения родителей. Есть такое понятие - язык тела. Это - тон голоса, взгляд, прикосновение, поза. Ребенок его очень хорошо читает. Если сценарий написан удачно, то человек проживает свою жизнь комфортно. Если неудачно, то такие люди живут, как будто несут на себе тяжелый крест. На самом деле сценарий можно изменить. Этим занимается психоанализ и психотерапия. Они исправляют «неправильности» в жизненном плане.
- Как ребенок пишет себе этот сценарий?
- Универсальные педагогические инструменты - кнут и пряник. Другой вопрос - форма их подачи. Как дрессируют животных? Пряник дают напрямую, а кнутом хлещут в сторону. Никогда зверя не бьют: ударишь - потерял. Так и с детьми. Условный кнут должен висеть в уголочке - смотри, а то заработаешь. Но ни в коем случае его нельзя применять напрямую. Известный алхимик Парацельс говорил: «Все есть яд и все есть лекарство. И только доза делает его тем или другим». Так же с пряником и с кнутом. Важна форма подачи и доза. Что первое, что второе может быть недостаточным, избыточным или же воспитательным, целительным. Избыточность пряника приводит к эгоизму, вседозволенности, потребительскому отношению. Избыточность кнута приводит или к формированию нерешительности, неуверенности в себе, пассивности или к злобности и разрушительности.
Важнейшей частью жизненного сценария являются ранние детские приказания и убеждения. Огромное количество негативных приказаний, которые ребенок сам себе формулирует, научно сведены к двенадцати основным приказаниям, - продолжает Иван Иванович. - Самое частое из них - приказание «не живи». Даже однократное физическое наказание вызовет в детском восприятии эту трактовку. В дальнейшем такой человек будет выполнять приказание «не живи» либо явно - доводя себя до суицида, либо скрыто - саморазрушая: это все алкоголики, наркоманы, а также экстремалы - люди, у которых в жизненном сценарии есть приказание «не живи». Нужно помнить, что ребенок как промокашка: ловит каждый взгляд, жест и впитывает в себя эту информацию. Другое дело, когда родители ласковыми глазами смотрят и говорят спокойным голосом - мне сейчас некогда, погоди. В таком случае у малыша не будет трактовки «мне не нужно жить, я не нужен». Там, где ребенок растет в любви и терпении, он будет любознательным, активным.
Есть и другие деструктивные приказания. Одно из них - не будь собой. У родителей есть плохая привычка сравнивать своих детей с другими: ты у нас такой недотепа, а вот Вовочка на год младше тебя, а уже сообразительнее. Или же ребенку говорят: «Ты весь в тетю». Ребенок по своей марсианской логике делает вывод: быть собой в этой семье плохо. Во взрослой жизни таким людям обычно нужны авторитеты, кумиры, они хотят кому-то подражать. Плохое приказание и «радуй других». Родители хвастаются своими детьми, заставляют их на публику что-то делать: развлекать, веселить. Такой человек в дальнейшем будет услужливым, угодливым. Это неплохо для окружающих, но плохо для конкретного индивида: им будут пользоваться.
- Чем обуславливается появление агрессивности?
- Есть понятие в психологии - синдром недолюбленности - ребенку не хватает проявления любви, это и физические прикосновения, и другие поведенческие проявления: ласковый взгляд, голос. Мы поступаем так или иначе, исходя из фиксированной эмоциональной позиции по отношению к внешнему миру. Есть такое понятие - базовое доверие. Оно формируется ко всему вокруг уже на стадии внутриутробного развития. Важно, в какой атмосфере живет мама во время вынашивания ребенка. Он в это время воспринимает внешний мир и делает вывод, стоит ли этому миру доверять, через переживания матери. Ребенок принимает определенную позицию, являющуюся ведущей у каждого человека. Всего их четыре, и условно каждая из них - это ответ на вопрос - кто, так сказать, окей: я или вы? Основная позиция, она же сознательная, наиболее правильная: «я - окей, вы - окей» или же «я - благополучен, вы - благополучны». С точки зрения психологии, все люди рождаются с этой установкой. Но в зависимости от того, в какую атмосферу потом попадает ребенок, ведь сами роды для него огромная трагедия, он находит позицию «я - не окей, вы - окей», то есть «я - неблагополучен, я без вас не выживу». Эта позиция депрессивная. Долго в этой позиции находиться тягостно, и ребенок начинает бунтовать, переходя в позицию «я - окей, вы - не окей». Тогда можно услышать от него: «На себя посмотрите! Сами-то как делаете!». Такой человек будет решать свои проблемы через агрессию. Если беременность нежелательная, и были попытки от ребенка избавиться, то он получает приказание «не живи». Ребенок родится с установкой: либо «я - не окей, вы - окей» - депрессия, либо «я - окей, вы - не окей» - агрессия.
- Может ли человек менять позицию, находясь уже во взрослом возрасте?
- Может. Если захочет сам. Я сорок лет лечу людей с пристрастием к алкоголю. Результат появляется, когда зависимый сам решит выздороветь. Нужно понимать, что агрессия, гнев - это не всегда плохо. Агрессия в форме энергичности, деятельности, способности постоять за себя, защитить - хорошая агрессия. Когда человек слаб на людях, но агрессивен в семье, в нем формируются рэкетные переживания. Его унизили, он не проявил агрессию, чтобы защитить себя, поэтому вымещает накопившееся там, где находит это возможным.
- В семьях чаще детей бьет папа, чем мама. Это так?
- Мужчины чаще проявляют агрессию, это правда. Мужская психология - соревновательная, конкурентная, женская - сотрудническая. Андрогены, то есть мужские половые гормоны - это гормоны агрессии. Женщина склонна свою агрессию проявлять через кого-то, через манипуляции. Мужчина проявляет ее самостоятельно. Мама - это разрешающая инстанция, папа - запрещающая. В семье так и должно быть.
- В некоторых неполных семьях даже при абсолютно неагрессивном родителе растут озлобленные дети, почему так получается?
- Одностороннее воспитание. Отсутствует баланс: либо слишком много разрешают, либо - запрещают.
- Есть ситуации, когда по человеку и не скажешь, что он - агрессор, а на деле оказывается, что еще какой….
- В каждом из нас живут пять эгосостояний: взрослый, заботливый родитель, контролирующий родитель, свободный ребенок и послушный ребенок. В идеале взрослый должен возвышаться над всеми остальными. Свободный ребенок - это творчество, способность проявлять эмоции. Он может проявляться позитивно и негативно. Негативный творит, разрушая, позитивный - созидая. Чтобы узнать, какого спонтанного, свободного ребенка больше, достаточно понаблюдать человека в пьяном состоянии. При алкогольном опьянении снимается контроль взрослого, на передний план выходит спонтанный ребенок. И тогда становится ясна сущность человека. Ведь в трезвом состоянии он будет играть социальные роли, но в то же время свободный ребенок никуда не исчезает в нем и проявится в какой-либо стрессовой ситуации.
- Куда девать накопившуюся агрессию, которая требует выхода?
- Для этого существует метод сублимации - использование агрессии в социально приемлемых формах: нарисовать портрет обидчика и сжечь рисунок, побить подушку, представляя, что это тот, кто причинил вам вред. Наш мозг устроен так, что в данном случае не отличит, что есть реальность, а что наши представления об этой реальности, его реакция будет одинакова. Поэтому агрессию можно проявлять в игровой форме, и она будет выплескиваться. Хранить ее в себе нельзя: накапливаясь, такие эмоции разрушают здоровье человека, приводят к психосоматическим заболеваниям, нарушается тканевая микроциркуляция, появляются мышечные зажимы. На сегодняшний день около 80 процентов болезней тела считаются психосоматическими заболеваниями. Диагнозами могут быть остеохондроз, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, дерматозы и многое другое.
- Влияет ли на агрессивность ребенка просмотр фильмов, мультфильмов, игр со сценами насилия?
- По этому поводу нет однозначного мнения. Я - сторонник теории, что все зависит от воспринимающего, от того, какая сформировалась позиция у ребенка на момент получения информации. Если позиция правильная - «я - окей, вы - окей», то подобные фильмы не будут активизировать его агрессивность. Благодатную для развития агрессивности почву формируют родители своим поведением и отношением. Воспитание детей идет в двух направлениях: делай так, как я делаю, и делай так, как я говорю. Если ваши слова расходятся с делом, то ребенок быстро приспосабливается к такой лжи и сам начинает обманывать. Обман, в свою очередь, вызовет недоверие, тревогу, в дальнейшем, приспосабливаясь к жизни, ребенок станет либо услужливым, либо агрессором. Будьте честными со своими детьми и помните: другого человека невозможно понять равнодушно, а тем более агрессивно, только доброжелательно.