Общественные слушания по строительству завода по производству легированного алюминия провели задним числом, пишет abctv.kz.
Чтобы отрапортовать досрочно о запуске нового промышленного объекта на территории СЭЗ «Павлодар», чиновники забыли, что строительство завода и получение разрешительных документов, в том числе экологических, идут параллельно.
Скорее, это не удивительно, так как глава региона Булат Бакауов на встрече с инвестором в феврале текущего года дал понять всем: «Мы должны подойти к этому вопросу не с точки зрения строгого соблюдения каких-либо регламентов, а так, чтобы максимально оказать содействие бизнесменам, которые приводят в наш регион инвестиции».
Представитель ТОО Giessenhause пообещал, что 6 июля здесь начнется первая плавка, и работа на строительной площадке кипит. В этой спешке, как оказалось, никто не вспомнил о работе с общественностью, компания не успела обсудить с горожанами возможности воздействия нового производства на окружающую среду. Правда, на запоздалых общественных слушаниях, а их даже формально нельзя обойти, организаторы сообщили тем немногим, что пришли: опасаться за экологию не стоит, поскольку строить будут по европейским стандартам, предложив довериться «Оценке воздействия на окружающую среду» (ОВОС), составленной ТОО «Экологический центр – PV». Выводы ОВОС, скорее, предсказуемы:
«Проведенная оценка воздействия на окружающую среду показала, что проектные решения по объектам производства легируемого алюминия соответствуют экологическим требованиям. Воздействие на окружающую среду в период строительства и эксплуатации, на атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы, состояние экологических систем, на социально-экономическую среду, здоровье населения, животный и растительный мир является допустимым, на недра – отсутствует. Экологический риск и риск для здоровья населения в регионе от деятельности предприятия по производству легированного алюминия не прогнозируется», – сообщила заместитель ТОО «Экологический центр – PV» Карлыгаш Тулеубекова.
Качество – европейское
Собственники будущего завода собрание проигнорировали, о проекте отчитывался его разработчик. Предполагается, что до конца нынешнего года на новом заводе будет произведено 7000 тонн продукции, в 2018 году – 31000, и в 2019 году завод выйдет на проектную мощность 52000 тонн легированного алюминия. На первом этапе планируют выпускать сплав алюминия с кремнием.
Главный момент, который заинтересовал горожан, это транспортировка жидкого алюминия с территории электролизного завода до нового производства. То есть 32 километра, пусть и по объездной дороге, навели на вопрос: а если случится дорожно-транспортное происшествие?
Согласно материалу ОВОС: «Перевозка тиглей с жидким металлом осуществляется грузовым автомобилем с седельным тягачом и платформой грузоподъемностью 30 тонн. На платформе размещаются одновременно три тигля. Перед отправкой с площадки предприятия на электролизный завод огнеупорная футеровка тиглей нагревается до температуры 850 градусов. После нагрева тигли устанавливаются на платформе автомобиля и направляются на АО «Казахстанский электролизный завод». Прибывшие тигли с жидким алюминием при помощи мостового крана поочередно снимаются с платформы автомобиля и устанавливаются на площадку отстоя. Тигель с жидким алюминием при помощи траверсы перемещается мостовым краном к индукционной печи. Выливная труба опускается в отверстие, расположенное на крышке печи, и металл сливается». Предполагается, что при выходе завода на полную мощность в сутки могут осуществляться шесть-семь рейсов с доставкой пяти тонн жидкого алюминия за раз.
Что касается озеленения, пришедших на слушание волновал и этот вопрос, планируется высадить 43 дерева, остальная территория будет покрыта газоном.
«Это первое такое предприятие в Казахстане, но опыт зарубежного строительства в полной мере в этом проекте присутствует. Технологию установки печей легирования, охлаждения печей легирования, розлива металла разрабатывали немцы, которые являются известными поставщиками литейных машин. Беспокойства быть не должно, ведь мы используем чистый алюминий, что предполагает, что и выбросы не будут перегружены вредными веществами», – заверил главный инженер проекта Игорь Коршунов.
Напомним, что ТОО Giessenhause является «дочкой» российского ООО «СибИнвестГрупп» – филиала крупной компании LVG Gmbh из Германии.