Не ругайте монополистов, они работают, как умеют

171008349a0625346fcea4a0ebbfc06711f08fcb

Главе «Павлодарэнерго» не нравится, когда средства массовой информации пишут необоснованную, по его мнению, критику в адрес предприятия. В преддверии профессионального для журналистов праздника он попросил быть объективнее и ответил на вопросы в ходе импровизированного брифинга. Часть ответов, которые будут интересны всем жителям, публикует "Наша жизнь".
Хотим расширить общение, но не всегда получается
– Не проверив факты, не получив разъяснения, выдают за чистую монету. В последнее время некоторые СМИ этим грешат, – считает Олег Перфилов. – Мы со своей стороны стараемся работать корректно, выполнять взятые на себя обязательства. Так как социальная, по сути, компания, которая обеспечивает светом и теплом, хотелось бы, чтобы нашу деятельность освещали адекватно. Я никогда не прошу нас хвалить, но прошу объективности. Когда изнутри знаешь, сколько сделано, то обидно, что одна строчка: «монополисты оборзели и деньги кладут в карман» – она просто перечеркивает все, что было хорошего.

– Вы ведете блог на сайте компании лично? Почему?
– Стали поступать слухи, что руководитель «Павлодарэнерго» никого лично не принимает, не считает нужным. Более того, что подчиненные передают деньги с людей и ему носят. В том числе, по этой причине, мы решили наладить связь с потребителями. Второй год я веду свой блог на сайте, отвечаю лично на вопросы. Ключ модератора у меня, никто за меня не отвечает. Если прочитаете там резкие ответы, то они тоже мои. И в любом случае у нас не все получается, как мы хотим, и как хотят наши жители. 99 процентов претензий – это отопление, горячее водоснабжение. И ни одного обращения, что кто-то взял деньги с людей. Одно время пытался переписываться через мессенджеры, но некоторые люди начали названивать, да еще и постоянно. Месяц потерпел, дальше не смог.
Сила убеждения – в кнуте?

– Сбои в работе вряд ли могут способствовать созданию приятной атмосферы общения между потребителем, КСК и «Павлодарскими тепловыми сетями». 
– Все мы это понимаем. В этом году постарались несколько расширить общение с КСК, жителями, акиматом. Одна из инициатив –  предложили своими силами провести промывку внутренних систем отопления и за свой счет при одном условии: подготовительные мероприятия КСК должен выполнить самостоятельно. За воду никто платить не будет. Но надо провести опрессовку, сделать поверку манометров, термометров. К покраске сильно придираться не будем. Мы примерно посчитали, что стоимость воды для промывки всех домов в областном центре - 15 миллионов тенге, в Экибастузе - 11 миллионов. Плюс стоимость самой услуги. Но мы сделаем все правильно, уберем отложения на трубах, увеличим их  проходной диаметр, увеличим теплообмен. Значит, жители не будут жаловаться, требовать перерасчет. Если они готовы выполнить, мы покажем, какой эффект дает настоящая промывка, а не формальная, когда дом остается холодным. Это не спонсорская помощь или желание заработать себе «плюсик» какой то. Это прагматичный коммерческий расчет. Потому что так в 90 процентах случаев решается вопрос качественного теплоснабжения.

– Вы же понимаете, что КСК не проводят самостоятельно эту операцию по причине отсутствия средств. Сетевая вода дорого стоит, а когда нет счетчика, объем выставляют достаточно большой – в десятки тонн. 
- Плюс все знают – подготовятся они или не подготовятся, все равно их включат. Нам деваться некуда. Допустить социальную напряженность нельзя. Местная власть убедительно просит нас, и мы это делаем. Формально не имеем права не подавать тепло в дом. Или летом происходит давление на нас, если нет горячей воды. Однозначно мы отвечаем, что наше дело – подача тепла и горячей воды зимой. В холода не будешь доказывать, что летом в домах была горячая вода, а теперь остается пожинать плоды.

– Нерадивые КСК исправляются?

– Улучшения есть, отчасти и среди тех организаций, которых мы не подключали вовремя. Раньше они работали по принципу «все равно вы нас подключите». У нас, у жилищной инспекции есть опыт убеждения. Так было с установкой в лизинг приборов учета. Мы сталкивались  с недопуском и откровенным саботажем жителей и председателей КСК. Не пускали в подвалы. Программа государственная не исполняется. Мы обратились в акимат с просьбой помочь. И информация пошла в массы. Работников жилищной инспекции закрепили за районами, начались разъяснения. Убеждали, показывали. И тихой сапой мы достигли результата. Показатель подготовки жилого фонда, работы властей. В этом году даже издали буклет для наших кооперативов собственников квартир, полезна она и жильцам. Это сборник рекомендаций, пошаговая инструкция по подготовке домов к отопительному сезону. Утепление играет немалую роль, я уверен. Особенно щели в панельных домах смущают. 

– Помимо убеждений, какие меры будете применять?
– В сентябре начнется аврал. Не только будем пугать, так как принято мною решение, непопулярное. Два года при запуске отопления возникают большие проблемы и по Павлодару, и по Экибастузу. Они перекинулись и на весну, когда наши доблестные акиматы закрыли отопительный сезон, а после этого две недели температура не превышала 5 градусов. Мы еще процесс отключения не завершили, люди начали открывать отопление. Мы «провалились» по расходам на станции. Как осенью происходит? Мы начинаем включать дома, которые подготовились. Как всегда, в начале октября первый снежок. Все бегут открывать, потому что формально мы воду подаем во все сети. Готовы или не готовы – открывают задвижки. Это приводит сразу к падению гидравлики в тех домах, которые на самом деле завершили подготовительные процедуры и получили доступ к теплу. А мы не можем поднять параметры заранее, чтобы не было порывов. И два-три дня у нас уходит, чтобы восстановиться. В этом году те дома, которые до 1 сентября даже не будут шевелиться по актам готовности, мы отрежем от теплосети, в своих камерах вырезав вставку. И не восстановим до тех пор, пока не будет актов готовности.

– Восстанавливать будете за свои средства?
– За наши средства. Это не октябрь, а сентябрь. У КСК будет время, чтобы успеть все к холодам. 

– Продолжение установки счетчиков приостановилось?
– Два источника финансирования может быть. Это бюджетные средства и собственные средства. Последних реально не хватает, хотя вы всегда пишете обратное. Тех денег, что заложены в тарифе, не достаточно. Поймите, собственник не может постоянно вкладывать только. Нужна и отдача. Во властных структурах всегда говорят: вот купили эти тепловые сети, вкладывайте деньги. Я отвечаю – ну, заберите их обратно. Но никому такой «геморрой», грубо говоря, не нужен. В Казахстане два предприятия тепловых сетей принадлежат частнику: Петропавловск, Павлодар, Экибастуз – все в нашей группе. Остальные – коммунальные, они финансируются из бюджета. У нас порядка 450 километров тепловых сетей в Павлодаре. Нормативный срок службы трубопровода составляет 25 лет. Мы должны менять четыре процента или 18 километров в год. Но денег в тарифной смете хватает только на 12 километров.

– Теплосеть утонула в Дачном микрорайоне, какие-то подвижки есть?
– Да, водопонижение было выполнено городским акиматом, насосную поставили, уровень воды снизился.

– Жители этого микрорайона постоянно жалуются, что тепло не доходит.
– Если мы говорим о горячей воде в принципе, то решено сделать следующее: ТЭЦ-1 останавливалась на все лето последние лет десять. Нам поручалось, скажем так, город обеспечивать горячей водой ресурсами ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. В результате перегрев на Химгородках и улице Торайгырова, а в Усольский, Дачный микрорайон вода нормально не доходила. Решено теперь вернуть исторический водораздел горячего водоснабжения между станциями. Мало того, мы выполнили определенную исследовательскую работу. У потребителей должна быть горячая вода в соответствии с нормативами – не меньше 50 градусов из-под крана, при таких условиях ТЭЦ-3 может стоять вообще. В советское время, если кто помнит, город эта станция вообще не снабжала горячей водой, а теплом лишь немного.

– Удобно говорить, что санитарные нормы предусматривают лишь такую температуры воды или 18 градусов тепла в кухне.
– Но это государство устанавливало такие показатели. 

– Вот у вас какая температура дома?
– 20 градусов. У меня частный дом, его утеплили, установили счетчик, систему автоматизации, которая поддерживает температуру. Я плачу практически в два раза меньше, чем предусмотрено расчетным путем.

– Да, но когда в Дачном микрорайоне не могут подать тепло, как полагается, пусть по техническим причинам, а берут сполна, как будто 25 градусов в квартирах, то это ненормально.
– Для домов, не имеющих приборов учета, расчеты выполняются, исходя из этих цифр: 22 градуса угловая, 20 - жилая, 18 - кухня. Еще раз повторю, нормы не мы придумали.

– Какая практика контроля за температурным режимом?
– По жалобам в 80 процентах случаях мы доказывали, что не наша вина по недогреву. В доме трубы голые, не отрегулирована подача на бойлер, не отрегулирована подача по стоякам и так далее. Сейчас жители Суворова, 8 обратились с жалобой, сегодня мы получили заключение экспертов, которых наняли сами. У них один бойлер на шесть подъездов! А бойлер нужен один максимум на два подъезда. КСК их обманывал.
Выругались и поехали

– Как вы объясните разницу между величиной так называемых предельных тарифов, утвержденных на пять лет, и теми цифрами, что видят сейчас жители в квитанциях?
– Ни один из жителей города Павлодара не получает тепло по цене предельного тарифа. Я объясню. Если всех вместе сложить и взять усредненную цену, то она получится такой, как утверждает  департамент по регулированию естественных монополий. Если вы посмотрите внимательно тарифную смету, то у нас для каждой категории жителей, домов своя цена гигакалории. Зависит от разных факторов: наличия/отсутствия прибора учета, подсоединения через индивидуальный тепловой пункт или центральный.
Возьмем условный средний тариф в одну тысячу тенге. Есть и методика расчета дифференцированных тарифов для жильцов с приборами и без приборов учета, не наша, замечу, а государственная. Три года назад еще цена для тех, кто счетчик имеет, была значительно ниже, чем для тех, кто не имеет. Теперь мы установили более 750 счетчиков. Когда мы вносим эти новые данные в систему, то, как это ни абсурдно, стоимость гикакалории для «оприборенных» цена увеличивается, а для тех, кто без – уменьшается. С тем, что, когда счетчики появятся на всех домах, каждый будет платить эту условную тысячу. Вот такая методика. Она расчетная, но правила говорят, что если в результате применения методики по дифтарифу субъект естественных монополий получил доказанный убыток за прошедший период, то этот убыток компенсируется за счет изменения тарифа. Вот именно на такую компенсацию мы подали сейчас. И, хотя ДКРЕМ нам отказал в принятии, мы будем на ней настаивать. 

Что касается весеннего повышения тарифа. Мы составляли смету на пять лет для стоимости тепловой энергии с ТЭЦ. И, закладывая расходы, не имели права повышать ее более, чем на величину официальной инфляции. Стоимость угля в смете таким образом индексировалась по каждому году на восемь процентов. А «Богатырь Комир» повысил цену на уголь на 12 процентов фактически. И перевозки подорожали на 33 процента. Уголь для нас - стратегический товар, и правила позволяют применить так называемую регулирующую меру. И в результате отпускной тариф с ТЭЦ стал выше на два процента, а для потребителей он «подрос» на 0,5 процента. Я вам клянусь! Больше было создано ажиотажа. Но людям интересны не цифры, а сам факт повышения, что монополист, наплевав на все, на заверения правительства, что все будет дешеветь, поднял. Все видят верхушку, но никто не хочет понять, почему это происходит?

– Потребители тоже хотят, чтобы их услышали. Им никто компенсацию не выдаст за то, что расходы возросли.
– Когда повышается бензин, все выругаются на кухне и едут заправляться. Вы это прекрасно знаете. Причем весь подъем был, если вы помните ситуацию, на фоне спада цен на нефть.

Монополистов понять хочется, только что делать потребителям, которым пропагандируют одно, как с теплосчетчиками, а делают по-другому - непонятно и запутанно. Черным по белому -только цифры в квитанциях. 

Поделиться
+1