По подсчетам экспертов, качественно новый подход уменьшит количество некачественного алкоголя в стране, а также позволит развиваться отечественным производителям горячительных напитков, передает Павлодар-онлайн.
Так или иначе тема алкоголя в нашей стране касается многих: по оценкам экспертного сообщества, 80% взрослых казахстанцев употребляют спиртное. Несмотря на это, тему алкогольного рынка в стране принято обсуждать, в основном, с точки зрения антиалкогольного аспекта, что мешает выработать адекватную государственную политику в этой сфере.
Последние 15 лет в Казахстане действует запрет на пропаганду алкоголя: вы не увидите рекламы горячительного по телевизору, не услышите по радио, не прочитаете на уличных баннерах. С одной стороны, это благо: запрет позволил уменьшить употребление казахстанцами крепких напитков, вместе с тем запретительные меры работают скорее точечно, а не системно.
Также одним из рычагов регулирования потребления спиртного государством является ценовая политика. Поступающие в госбюджет сборы от акциза идут на решение социальных задач. В том числе и вызванных вредом от алкоголя. Государство же должно взамен, как минимум, гарантировать безопасность и качество потребляемого напитка.
Ставка налога должна ограничивать потребление, при этом не уводя его в «тень». Потребитель, вне зависимости от своего дохода, должен иметь доступ к безопасному и качественному алкоголю. Даже если пагубное пристрастие к алкоголю – болезнь, привычка или страсть отдельного человека, то контроль и ответственность за соответствие алкогольной продукции действующим в стране стандартам – государственные.
Однако в Казахстане дела на алкогольном рынке обстоят несколько иначе: с 2013 года акцизный налог на водку – основной потребляемый крепкий алкоголь – вырос на 400%. Если в 2013 году он составлял 200 тенге на литр водки, то в 2019 – уже 1 020 тенге. Если минимальная розничная цена в 2013 году составляла 320 тенге за 0,5 литра водки, то сейчас – 962 тенге за такую же бутылку. Заработки же казахстанцев за этот период увеличились примерно на треть.
К чему это приводит? Люди с невысоким уровнем дохода закономерно стали употреблять меньше качественного алкоголя, отдавая предпочтение более дешевому либо, что еще хуже, контрафактному. К сожалению, есть риск, что в нашей стране может произойти трагедия, как это случилось три года назад в российском Иркутске, когда 123 человека пострадали, выпив спиртосодержащий концентрат "Боярышник". 78 человек тогда скончались.
Сейчас цена самой дешёвой официальной водочной продукции выше средней покупательской способности казахстанского потребителя. Есть ли решение этого вопроса, приемлемое для всех сторон? Эксперты алкогольного рынка видят его в изменении подхода государства к определению и взиманию ставки акциза. В Казахстане применяется специфическая ставка акциза, размер которой зависит не от стоимости готового продукта, а от содержания спирта в нем. Кроме того, акциз взимается до того, как продукт выпущен в оборот. Между тем в странах ЕС и США он уплачивается за проданный, а не произведенный товар. Это, к слову, тормозит и развитие отечественного рынка алкогольной продукции, увеличивая импорт зарубежной продукции.
Решение сразу нескольких проблем исполнительный директор ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков видит в пересмотре действующего налога.
- Имеет смысл применить равномерное налогообложение крепкого алкоголя, включив в него «экономическую ренту» в пользу государства в виде процента от стоимости конечного продукта. То есть чем дороже алкогольный напиток, тем больше на него налог. Это позволит увеличить общие налоговые поступления от водочной отрасли при тех же объёмах продаж и позволит легальной продукции вытеснить «самопал», ПЭТ-упаковки, аптечные заменители. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о постоплате данного налога по примеру других стран, - говорит эксперт.
В регулировании рынка спиртного также помогло бы и новое правило – реализация алкоголя только через специальные магазины. Помимо этих проблем, эксперты рынка указывают и на ряд других вопросов, решением которых, учитывая их важность и сложность, должен заниматься отдельный госорган. Сегодня рынком алкоголя занимается небольшое управление при одном из департаментов министерства финансов РК, которое также регулирует другие подакцизные отрасли страны. Но ни одна из подакцизных сфер, пожалуй, кроме табачной, не имеет столь ярко выраженных социальных и медицинских аспектов, как алкогольная. И это требует особенного внимания и подходов на государственном уровне.