Два года павлодарские волонтеры подбирают для ребят из детской деревни взрослых наставников

c284fa8de102e6f938201705ac8e17a0f67c2162Проект нацелен на помощь детям-сиротам, оставшимся без родительской опеки. Волонтеры считают, что наставничество помогает ребятам раскрыть свой жизненный потенциал, сформировать умения и навыки самостоятельной жизни, видя перед собой пример. А главное - наставник становится ребенку другом, пишет «Версия».

- Идейный вдохновитель проекта «Наставники» по всему Казахстану - фонд «Дара». Они курируют все области. Проект уже запущен практически во всех регионах страны. В Павлодаре он реализуется организаторами-партнерами, то есть нами - общественным фондом «Yмiт Yзбеу». Его директором, а также руководителем проекта является Гаухар Омарова. Я - координатор проекта, у меня в подчинении есть два психолога, один - детский, другой - взрослый, - рассказывает Динара Мусаханова. - Занимаемся этим мы уже второй год, и у нас есть хорошие достижения и результаты. В Павлодаре мы работаем с детской деревней семейного типа, расположенной на Осипенко,13.

- Чем отличаются наставники от тех же воспитателей?

- Основная проблема детей в детдомах - это недостаток персонального внимания и слабая подготовленность к самостоятельной жизни после учреждения. Наставники - это не родители, не воспитатели, не спонсоры, не опекуны, не усыновители, - это взрослые люди, которые становятся надежными друзьями для детей, делятся своим опытом и знаниями, оказывают важную психологическую поддержку. Наставник помогает ребенку поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется та самая возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за результат своих действий. Конечно, в дальнейшем наставник может усыновить ребенка, но пока сам проект нацелен не на это.

- Насколько мне известно, проект реализуют в нескольких направлениях.

- Да, это так. Первое направление - индивидуальное наставничество. Самое интересное и самое важное. Каждому ребенку мы подбираем персонального наставника, который на протяжении минимум двух лет общается с ним раз в неделю. Второе направление - корпоративное наставничество. Здесь «шефство» над ребятами может взять какая-либо организация, предприятие или просто человек, обладающий большим опытом работы в какой-либо интересной, востребованной сфере, который больше может дать подопечным навыков и знаний в профессиональных вопросах. Тут предприятие, например, может предоставить стажировки, мастер-классы, тренинги, коучей и так далее. Например, наши корпоративные наставники - студия Broadway Production проводили детский показ мод в детской деревне. Девочек обучали дефиле, позированию, участию в фотосессии. Третье направление - волонтерство. Волонтерами могут стать все желающие. Они не контактируют напрямую с детьми, но помогают организовывать проект.

- Что нужно для того, чтобы стать наставником ребенку?

- Нужно сначала зайти на аккаунт в Инстаграм @dara.nastavniki, ознакомиться с выложенной там информацией. Это общая страница проекта по Казахстану. Там можно подать заявку на участие. Посредством электронной почты или телефонного звонка я связываюсь с потенциальным наставником для детей и приглашаю на ближайшую информационную встречу, где знакомлю с особенностями проекта и его деталями. Дальше вы можете подумать, действительно ли хотите стать наставником. Если все же приняли положительное решение, то вам предстоит пройти несколько этапов. Один из них - школа наставников, где наши психологи в течение двух дней проводят тренинги, на которых рассказывают об особенностях детей, как с ними общаться, кто такой наставник и прочее. Далее будущего наставника ждут тестирование и индивидуальное интервью. После этого мы даем ответ: можно ли ему участвовать в проекте или нет. С теми, кто подходит на эту роль, мы отправляемся в детскую деревню и проводим три встречи в разные дни с детьми, общаемся в неформальной обстановке. Психологи на этих встречах проводят игры, тренинги. Иногда мы все вместе пьем чай. Пары «ребенок-наставник» складываются либо сами собой, либо психолог в этом помогает.
Есть определенные критерии, которым должен соответствовать наставник: быть старше 25 лет, точно знать, что в ближайшие два года у него есть стабильная работа и жить он будет все это время в Павлодаре. Также он должен пройти медобследование, в том числе флюорографию, предоставить справки с работы и о том, что не состоит на учете в псих-, наркодиспансере. Наставник должен обладать и определенными качествами. Ему необходим запас знаний, которые он может передать своему подопечному, и быть опорой для ребенка. На информационные встречи в течение полугода приходит более 150 человек. Из них проходит до конца лишь человек пять. Мы не можем допустить к детям каждого.

- А в направлении «корпоративное наставничество» как проходит этот процесс?

- Чтобы стать корпоративным наставником, такие этапы отбора не особо требуются. После получения заявки я встречаюсь с руководителем предприятия, организации, мы обсуждаем проект. Я рассказываю об особенностях и деталях. В обоих направлениях мы подписываем меморандум и договор, где четко указаны задачи, ответственность.
- На сегодня в проекте задействованы 17 детей, девять индивидуальных и три корпоративных наставника. В Павлодаре за время работы есть два потока наставников проекта. Они до сих пор общаются с детьми.

- А как проходит общение детей и их наставников?

- Наставник в воскресенье посещает детскую деревню, у него есть доверенность на ребенка. Он предупреждает директора детской деревни о своем визите, сообщает, куда намерен пойти с ребенком и зачем. В выборе времяпрепровождения очень важно и согласие самого ребенка. Обычно наставник с подопечным прогуливаются в парке, на набережной, идут в кино, в боулинг. У нас проходят и общие встречи, где присутствуют все наставники и все дети. Мы стараемся, чтобы такие мероприятия были и приятными, и полезными. Например, прошлой весной мы сажали деревья, потом устроили пикник, поиграли. Прошлым летом со всеми детьми отправились на соленое озеро в Маралды. Также посещали базу отдыха «Энергетик», там дружно готовили с ребятами плов, катались на снегоходах, на лыжах. Еще мы проводим тренинги с психологами. Хотя бы раз в квартал мы стараемся встретиться все вместе. У нас есть клуб наставников, где мы также координируем процесс взаимодействия их с детьми. Сейчас хотим проработать с наставниками вопрос полового воспитания детей. Это очень важная тема.

- Каким вы видите проект через несколько лет?

- Масштабным. У каждого ребенка, кто желает получить наставника, он есть. Наш проект знают многие предприятия, мы доказали его важность. Ведь действительно плодов от проекта намного больше, чем от одноразовых акций и мероприятий.

- Расскажите про некоторые результаты.

- В прошлом году одна из девочек из детской деревни была очень погруженной в себя, свои проблемы, она пыталась свести счеты с жизнью несколько раз. Но с тех пор, как у нее появился наставник, девочка кардинально изменилась, как внешне, так и внутренне. Она просто расцвела, стала заниматься волонтерством, поступила на грант в колледж, у нее появились хорошие друзья - у нее кипит жизнь. Девочка очень привязана душой к своей наставнице. Есть и другая девочка с таким поведением, которое называют обычно трудным характером: она плохо училась, огрызалась. Сейчас стала абсолютно другой, изменилась в лучшую сторону. Если посмотреть на наши фотографии, то можно заметить, насколько схожи даже внешне наши наставники и их подопечные. Кстати, девочкам в наставники мы даем только женщин, мальчикам - либо мужчин, либо женщин. Это - неписанное наше правило.

- Вы тоже выступаете в роли наставника для какого-то ребенка?

- Нет, так как я являюсь координатором проекта, не остается времени на индивидуальное наставничество, но каждого ребенка я уже знаю от и до, и дети мне доверяют. С этого года они открыто идут на контакт и желают получить наставников, но, к сожалению, таковых недостаточно. Мы в первую очередь рассматриваем тех детей, которым реально нужен взрослый пример, то есть у ребят есть какие-то трудности, мешающие им жить. Расскажу про взаимодействие пар «ребенок-наставник». Например, у нашей наставницы Ольги есть свои сыновья. Она всегда мечтала о дочери. В проекте, можно сказать, она ее нашла. Ее подопечная Милена имела комплексы по поводу своей внешности. Ольга научила ее уходу за собой, принятию себя и своей индивидуальности. Это очень слаженная пара, и они обе такие неординарные. Как-то они решили научиться танцевать лезгинку, причем мужскую партию, и ездили постоянно на занятия. Не только наставники принимают активное участие в жизни ребенка, но и дети задействованы в жизни наставников. Наставник, по желанию, через год может сделать гостевой договор, это когда ребенок может оставаться у него с ночевкой, жить в каникулярное время, в выходные. Ольга как раз к этому идет. Милена присутствует даже на семейных праздниках своей наставницы. Другая наставница Карина пришла на проект как волонтер, но она подружилась с воспитанницей по имени Ангелина. Девочка как-то подошла ко мне и говорит: «А может Карина одумалась и хочет быть моим наставником?». Я передала эти слова Карине, и она не могла не согласиться. Так сложилась их пара. В этом году в качестве наставницы к нам пришла Альмира. По характеру ей подошла девочка тоже с именем Ангелина. У них очень доверительные отношения. Звездная пара этого года - Дана и ее подопечная Даша. У них идеальные отношения. Они волонтеры нескольких организаций, каждые выходные чем-то заняты.

- Режим чрезвычайного положения, введенный в стране, повлиял на ваш проект?

- Да, сейчас есть пять новых наставников, которые прошли все этапы отбора. Но из-за режима ЧП и опасности распространения вируса мы не можем провести встречу в детской деревне. Она отложена на июнь-июль. Теперь мы общаемся посредством видео- и телефонных звонков, через социальные сети. Но надеемся, что в скором времени ситуация наладится, и мы сможем провести реальные встречи, сильно соскучились друг по другу.

Фото организаторов проекта

Поделиться
+1