Почти 190 жителей Павлодарской области нуждаются в пересадке органа

a4041a5745f407dfd033df29d5f5d3a41db53f45

Пятеро из них – дети. Всего в листе ожидания значатся 4 тысячи казахстанцев. Большинство из них так не дождутся пересадки, передает Павлодар-онлайн.

О посмертном донорстве и отношении к нему павлодарцев рассказал региональный координатор по трансплантологии Дмитрий Потеребух.

Трансплантация от посмертных доноров в Казахстане проводится с 2012 года. За все годы в Павлодарской области было 13 посмертных доноров. Последний случай произошел в декабре прошлого года.

У 40-летней жительницы Павлодара на улице произошел инсульт. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти женщину не удалось. У нее констатировали смерть мозга.

После своей смерти жительница Павлодара спасла еще две жизни. С согласия супруга была проведена пересадка. Почки пересадили двум казахстанцам из листа ожидания, среди них 14-летняя школьница, которая за свою жизнь перенесла несколько операций и пережила три остановки сердца.

Доставить донорский орган в Астану, где должны были провести пересадку, самолетом помешала погода. Для бригады медиков с трудом нашли билеты на поезд, вторая бригада выехать уже не успела. Пока столичные специалисты добирались до Павлодара, кровь донора отправили в лабораторию, чтобы определить, кого из листа ожидания готовить к пересадке.

Но этот случай - скорее исключение из правил. Почти всегда родственники погибших отказываются и не дают разрешение на пересадку.

- Многие думают, что трансплант-координаторы вмешиваются в процесс. Что может быть какая-то взаимосвязь между реаниматологами и координаторами, какая-то выгода. Это не так, - отмечает Дмитрий Потеребух.

Реаниматологи до последнего продолжают бороться за жизнь. Смерть мозга может быть выставлена только на основании решения консилиума врачей. Уже после этого вызывают координатора по трансплантологии. 

Как трансплант-координатор по Павлодарской области Дмитрий Потеребух должен проверить все документы, убедиться, что пройдены все тесты и мозг пациента не отвечает на раздражители. Дыхание осуществляется только за счет ИВЛ, сердце работает только благодаря препаратам.

Если человек не оформил отказ от донорства при жизни, родственников пригласят на беседу.  При этом врачи в областной больнице не знают оформили вы отказ от донорства или нет, у них нет доступа к этим данным. Только - у республиканского координатора, и только после того, как пациенту диагностирована смерть мозга.

- Координатор, психологи беседуют с родственниками. Объясняем ситуацию. Если близкие начинают колебаться, мы даем время все обдумать. Но время ограничено. Чем больше проходит времени, тем сильнее органы изнашиваются, потому что находятся не под контролем головного мозга, а под контролем ИВЛ и препаратов, - говорит Дмитрий Потеребух.

Тем, кого останавливают религиозные причины, врачи советуют сходить в церковь или мечеть, поговорить со священнослужителями.

Важный момент: даже если при жизни вы оформили согласие на донорство, мнение родственников играет решающую роль. Если они скажут "Нет", донорский процесс не состоится. Как и если мнения близких разделятся. 

Как правило, соглашаются люди редко. Однако если родные все-таки дадут письменное согласие, начнется следующий этап работы. Врачи проведут ряд анализов - на ВИЧ, гепатиты, RW, активный туберкулез, УЗИ, КТ. Если у донора обнаружат инфекции, пересадка не состоится. Как в популярном сериале, вылечить за несколько часов легкие и провести пересадку, невозможно.

Также нужно успеть провести типирование крови – определить совместимость органов и тканей, чтобы найти подходящих реципиентов в списке. И здесь время работает против врачей.

По закону, посмертным донором может стать человек старше 18 лет, которому констатирована необратимая гибель головного мозга. Дети в Казахстане не могут быть посмертными донорами. Проводить трансплантацию имеют право только 8 центров в Казахстане, а выявляют потенциальных доноров 40 организаций. На тканевую совместимость донора и реципиента могут проверить всего несколько лабораторий в стране. Продажа органов под запретом, за это грозит уголовное наказание.

На сегодняшний день из-за страхов и недоверия к медицине посмертное донорство в стране развивается очень медленно. Почти все пересадки – прижизненные, между близкими родственниками, матерью и ребенком.

- Тот, кто отдал свою почку, тоже остается с одной. Где гарантия, что однажды они оба не попадут в лист ожидания? - задается вопросом Дмитрий Потеребух.

Сейчас многие казахстанцы годами ждут пересадки – на диализе и аппаратах. Многие умирают, так и не дождавшись. Не у всех есть родственники, которые могут пожертвовать почкой или частью печени. Ситуация изменится, когда изменится отношение к посмертному донорству. Так, органы одного посмертного донора могут спасти  жизни 7 человек.

В прошлом году в Казахстане было проведено 215 пересадок от живых доноров и 15 пересадок от умерших. В листе ожидания сейчас больше 4 тысяч фамилий. Причем лист ожидания - это не очередь. Доноров и реципиентов проверяют на совместимость по системе HLA. Совпадение выявляют всего у нескольких человек из огромного списка. Кому из них достанется орган решается, исходя из анализов и тяжести состояния. Никому другому в списке донорское сердце или почка не помогут, произойдет отторжение. Поэтому трансплантации можно прождать несколько месяцев или годами. 

Сегодня в Павлодарской области в пересадке почки нуждаются 173 человека, четверо – дети. Пересадка печени жизненно необходима шестерым, двое ждут сердце, один - легкие.

Фото pavon.kz

Поделиться
+1