ЗА и ПРОТИВ техосмотра

Противники в лице Министерства транспорта и коммуникаций пытаются доказать - отменять обязательное ежегодное прохождение транспорта на исправность в Казахстане нельзя. Между тем, в Казахстане начали сбор подписей в поддержку оптимизации процедуры. А центры технического осмотра тем временем снизили цены на свои услуги. Не по своей воле.
Едва павлодарские ЦТО гостеприимно распахнули двери для местного автопарка, как тут же попали в поле зрения сотрудников антимонопольной инспекции. Проверяющие заподозрили предпринимателей в ценовом сговоре. У всех на момент проверки оказались одинаковые расценки на услуги - 3000 тенге за техосмотр легкового автомобиля. Это при совершенно разных затратах на оборудование и численности персонала. Свои итоги расследования сотрудники антимонопольной инспекции отправили в столичное Агентство по защите конкуренции. А те поддержали выводы местных специалистов, также посчитав, что принцип конкуренции был нарушен.
- Накануне Правлением было принято решение внести предписание в отношении центров техобслуживания о пересмотре цен, - комментирует начальник антимонопольной инспекции по Павлодарской области Тимур Амирханов. - Однако ввиду того, что данная деятельность новая и бизнесмены понесли значительные затраты на оборудование, было принято решение о вынесении предписания об устранении нарушений, а не штрафа. В общем, на первый раз простили. Кстати, несколько центров обслуживания свои расценки уже пересмотрели в сторону уменьшения. Так что у автолюбителей теперь есть выбор, где проверить на исправность свой транспорт. Цены на техосмотр легковушки колеблются от двух с половиной до трех тысяч тенге.
Между тем, депутаты фракции демократической партии Казахстана “Ак жол” предлагают отменить прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, предназначенных для личного пользования и не связанных с перевозкой пассажиров и грузов, сообщают республиканские СМИ. По мнению депутатов, техосмотр проводится формально и не оказывает серьезного влияния на повышение уровня технической исправности транспорта.
- В гораздо большей степени эти показатели обеспечиваются за счет личной обеспокоенности самого владельца за технически исправное состояние личного транспорта, - считают во фракции.
Соответствующие поправки уже подготовлены и направлены на рассмотрение рабочей группы по законопроекту “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольно-надзорных функций государственных органов”.
Кроме того, как отмечают депутаты, в стране практически отсутствует статистика по ДТП, совершенным из-за неудовлетворительного технического состояния личного транспорта, а сама процедура прохождения техосмотра создает дополнительные условия для коррупции. Правда, автомобиль сотрудника партии “Ак жол”, озвучившего для СМИ инициативу по отмене техосмотра для личного автотранспорта, тут же изрядно испортили.
Директор юридического департамента ДПК “Ак жол” Тимур Нугманов обнаружил свой автомобиль обрызганным несмываемой бетонной смесью. В партии не исключают, что хулиганская выходка является следствием инициативы партии по отмене техосмотра для автотранспорта. По мнению руководства Министерства транспорта и коммуникаций, отмена техосмотра затронет финансовые интересы некоторых лиц и компаний. Нугманов обратился с заявлением в РОВД по Алматинскому району Астаны. Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана - ярый противник отмены техосмотра.
- Говорить об отмене техосмотра при наличии более чем 70 процентов автопарка старше семи лет (в том числе свыше 500 тысяч авто имеют срок эксплуатации более 20 лет) еще рано, - говорится в сообщении министерства. По данным ведомства, по результатам 2012 года более 60 тысяч автомобилей не прошли техосмотр с первого раза.
- Это свидетельствует о том, что транспорт, в том числе принадлежащий физическим лицам, не всегда поддерживается в технически исправном состоянии. Следовательно, отмена техосмотра может резко отразиться на состоянии безопасности на дорогах из-за появления технически неисправных и изношенных автомобилей, - считают в Минтранскоме.
Тем временем, в стране уже собирают подписи в поддержку отмены техосмотра.
- В первый же день собрали около четырех тысяч подписей, но это только по Астане. Сейчас сбор подписей идет по всем областям, очень большая активность проявлена в Интернете, - говорит лидер партии “Ак Жол” Азат Перуашев.
- Я общался с крупными бизнесменами, с крупными банкирами, с крупными чиновниками, и фактически ни разу не слышал возражений на эту тему. Все только спрашивают, куда сдавать подписи, - отмечает Перуашев.
- У любого дорожного полицейского есть право, даже если эта машина прошла техосмотр, если у нее разбита фара или не работают тормоза, или не работает поворотник, есть право остановить такую машину и отстранить ее от эксплуатации. Надо сохранить за дорожными полицейскими это право, - отвечает депутат на аргумент Минтранскома и продолжает отстаивать свою позицию: - Сегодня большинство людей не ходят на станцию техосмотра, передают техпаспорта, деньги и получают карточки техосмотра. И фактически станция техосмотра не отвечает за ДТП или еще что-то.
Впрочем, до новых сроков прохождения техосмотра, наверное, что-нибудь решат. А пока автолюбителям дали отсрочку на полгода. Полицейские на дорогах за отсутствие талона штрафовать не будут. Те, кто проходил ежегодный техосмотр с мая по сентябрь, могут не торопиться с получением заветной бумажки. Специалисты говорят, что именно на этот период приходится основной поток автотранспорта, который подлежит техосмотру. А потому в столице решили избежать очередей в частных центрах, внесли изменения в Постановление Правительства.
- Данные изменения касаются легковых автотранспортных средств со сроком эксплуатации более семи лет, - рассказывает начальник отдела контроля на транспортно-коммуникационном комплексе межрегиональной инспекции транспортного контроля по Павлодарской области Жасулан Маралбаев. - То есть для машин, срок прохождения техосмотра которых подходит в период с мая по сентябрь, будет действовать 6-месячная отсрочка. К автотранспортным средствам, у которых срок прохождения техосмотра до мая или после сентября, эти изменения не относятся.
Посчитать нетрудно. К примеру, легковушки, которые должны пройти техосмотр в мае, смогут сделать это в ноябре. Те, у кого в талонах значится сентябрь - могут расслабиться до марта 2013-го. Однако перенос сроков прохождения техосмотра не коснется грузового и пассажирского транспорта. Тут дорожные полицейские спросят, что называется, по полной.