Журналистика - огромная система, в которой помимо акул пера и микрофона трудятся тысячи порой почти не заметных, но незаменимых специалистов - водители, корректоры, монтажеры, техники… И мы сегодня хотели бы помянуть добрым словом отдельную часть их - телевизионных операторов.
Любой тележурналист скажет вам, что от работы оператора зависит 50% успеха. Каждый корреспондент связан со своим творческим собратом и его камерой не только шнуром от микрофона, но и невидимой эмоциональной нитью. Рядом с хорошим оператором он чувствует себя очень уверенно и готов штурмовать любую высоту.
А вот что они чувствуют рядом с нами, каким видят идеального партнера – журналиста, что бы снимали, будь их воля, и чем забавным могут поделиться – все это в мини-откровениях павлодарских операторов.
Нурлан Альмухамбетов, «Казахстан-Павлодар»:
- Я со всеми могу работать, даже с теми, кто капризничает. С каждым можно найти общий язык, так что фаворитов определять не буду.
Для души я бы снимал передачи о природе, мне нравится канал «National Geographic». Или вот чемпионат мира по футболу – работать на мундиале мечтает каждый оператор. Особенно на финале, где играют, например, Бразилия и Англия.
Казусов на работе много. В этом году на 8 марта застряли в лифте одного из роддомов. Такая компания из десяти человек – семь членов «Нур Отана», главврач роддома и мы вдвоем с журналистом. Хорошо, что лифты там большие. Полчаса где-то мы там просидели. Я снимал, смешное видео получилось.
Асель Капарова, «КТК-7»:
- У меня большое преимущество, ведь я единственная девушка-оператор в городе. И коллеги-мужчины за меня всегда переживают, место уступают. Хотя поначалу как на обезьяну с гранатой смотрели (смеется). Но потом привыкли и стали заботиться обо мне. Как-то раз мы с журналистом опоздали на пресс-конференцию в ДВД. Забежали в зал, и другие операторы тут же у меня микрофон взяли, сами на стол поставили, потом все расступились, чтобы камера моя встала, а я просто подошла на все готовое и REC нажала. «Так вот как ты работаешь?!» – удивился тогда наш стажер.
Между журналистом и оператором должна быть какая-то связь, мы ведь напарники. Здорово, когда корреспондент советуется с тобой, как снимать сюжет, а не просто дает указание.
А если бы я выбирала, то снимала бы какие-то истории о любви. Это мне интересно.
Марат Игликов, «Хабар»:
- Журналист должен быть образованным, в первую очередь, знающим свое дело и понимать операторскую работу. Тогда сработаться будет легко.
Случай? Когда мы поехали в Россию снимать сюжет о птичьем гриппе, пробрались туда в обход постов. А вот обратно в Казахстан нас запускать уже не хотели. Вдруг мы теперь переносчики инфекции! Долго держали на границе, а потом сказали – ладно, езжайте в свой Павлодар, только в наш район не заезжайте! На самолете мы, что ли, должны были их облетать? Смешно получилось.
Я бы с удовольствием снимал передачи о детях. В них нет фальши, поэтому с ними приятно работать.
Алексей Омельницкий, «СТВ»:
- Идеальный журналист должен быть… трезвым! (смеется) И еще непременно мужчина, чтобы был грузчик под рукой – штатив таскать, микрофон, сумку. Если бы можно было выбирать, я бы снимал фильмы о животных.
А случай был смешной, но с душком. Как-то мы ездили на отстойник, куда стекает вся городская канализация. Там случилась авария, и все эти «ароматы» дошли до города. Мы снимали около часа. Приехали в редакцию с картинкой, но без комментариев, и нас сразу же отправили его добывать. Чиновник попался несговорчивый, но артачился не долго, амбре от нас разносился очень неприятный. А мы с журналистом уже принюхались – нам ничего. Наш запах его добил, и он раскололся (смеется). Правда, одежду потом пришлось выкидывать и новенькие кроссовки тоже – не отмывались.
Вадим Зиневич, «Астана»:
- Журналист должен понимать нашу работу. Если он не соображает, то ставит невыполнимые задачи, а потом мы виноваты, если что-то не получится. Так что я за компетентность!
Казус на работе… Однажды, еще в бытность акимом Даниала Ахметова, мы снимали объезд главой региона деревень. Заехали в сельскую СВА. В коридоре я решил снять проходку акима - шел перед ним с камерой спиной вперед. Было темновато, и я не заметил, что на пути стоит каталка. И налетел прямо на нее, стал падать назад вместе с камерой. Ахметов тогда быстро среагировал, схватил меня за куртку и поставил на место. Можно сказать, спас!
А снимать я хотел бы что-нибудь серьезное. Не просто новостные сюжеты, программы или даже рекламные ролики, а что-то более масштабное, с режиссерами, сценаристами, осветителями. В Павлодаре, к сожалению, нет такой работы, чтобы нам можно было расти в профессиональном плане.
Александр Колесников, «Ирбис»:
- Стаж у меня дай боже: в мае было 20 лет, как не расстаюсь с камерой. Корреспонденты для меня – просто дети. Когда капризничают, тем более. Журналистика у нас молодая, вот мы и нянчимся с вами (улыбается лукаво). Об идеале не мечтаю – его просто нет.
Интересные случаи в нашей работе происходят, не поверите, каждый день. Однажды я на съемку не взял кассету. Нам надо был ехать в Дом шахмат делать сюжет о шахматистах-ветеранах. Я перепутал и взял чужую камеру, пустую. Выяснилось это уже на месте, когда вернуться нельзя. Говорю корреспонденту Елене Белоградовой - так и так, снимать не на что. Она в ужасе, советует – делай вид, что снимаешь! Мол, обидятся ветераны. И я ходил, камеру переставлял с умным видом, приседал, старался (смеется). Подходит в конце один ветеран, благодарит за съемку и спрашивает: «А я попал в кадр?». Белоградова ему отвечает: «Отец, вы все попали! Сегодня он снимал, как никогда!»
Ержан Амирханов, «КТК-Алматы»:
- Журналист должен доходчиво объяснить оператору, что он хочет показать зрителям в этом сюжете, каким он его видит. Тогда проблем в работе не будет. А снимать я хотел бы игровое кино, например, на «Казахфильме», наш кинематограф должен расти, и я в этом с удовольствием бы поучаствовал.
Курьезных случаев не припомню. Но вот когда в доме на Кутузова взорвался баллон газовый, этот пожар запомнился мне надолго, я снимал его ночью.
А еще однажды один чиновник нас не понял и стал на камеру кидаться. Ну, мы и показали, как наши чиновники-боксеры себя ведут. Видео-то осталось!
Максим Носков, «Ирбис»:
Журналисты разные бывают. Для кого-то стараешься наизнанку вывернуться, а кто-то только стандартные съемки заслужил (улыбается). Так что работа в какой-то мере зависит от отношения между оператором и корреспондентом.
Казусы бывают. Однажды я снимал в свинарнике. И штатив пришлось поставить прямо в… отходы жизнедеятельности свиней. Потом вернулся на работу, меня в акимат отправляют. А запах представляете какой. Я штатив снежком почистил, но что это даст! В акимате камеру поставил, снимаю, никуда не двигаюсь. Смотрю, люди вокруг начали головами крутить, озираться, я тогда подальше отошел (смеется). Так и ходил туда-сюда.
А что хотел, все уже переснимал. Вот мне интересно было отслеживать на пленке, как строили электролизный завод. Когда первый раз приехали – там только яма в земле, котлован. И вся стройка на твоих глазах происходит.
Дмитрий Моисеенко, «Ирбис»:
Для меня идеальный журналист тот, который (загибает пальцы) по выходным – не работает, после шести – не работает, в обеденный перерыв – на съемки не едет (смеется). И чтобы свои личные проблемы на работу не перекидывал.
Я бы с удовольствием снял фильм о ветеране, который может поделиться своим опытом с молодым поколением. Вообще хочу снимать людей с богатым прошлым.
А веселые случаи у нас постоянно происходят, особенно в дальних поездках. Мы и сами люди веселые, стараемся везде находить позитивные моменты. Говорят, что СМИ атакует негативной информацией, так ведь этот негатив в первую очередь по нам и бьет. На такой работе без чувства юмора долго не протянешь!