Комментарии педагогов

Дабылтай Серикбаев, директор СОШ №4 им. К. Макпалеева:
- От того, что произошло в 17 школе (одной из лучших школ города), никто из нас не застрахован - любой директор мог оказаться на месте Галины Александровны. Сегодня в СМИ пишут: "Куда смотрела школа?" Но ведь инспектор и учителя провожают детей до крыльца - а потом дети расходятся в разные стороны, и там уже невозможно предугадать, что с ними может произойти. Проконтролировать и закрепить за каждым ребенком милиционера невозможно.
Работа с «трудными» детьми ведется во всех школах: на базе нашей школы существует не только кружковая работа, но и база продленного дня, работают секции, где занимаются разные дети, среди которых есть и «трудные» ребята. Однако очень часто правонарушения совершают ученики, от которых никогда нельзя было ожидать подобного, и произойти это может не только с теми детьми, которые состоят на учете. Страшнее всего то, что сами дети видели происходящее и не остановили драку, никто не поторопился побежать и рассказать об этом кому-то из учителей. Пока наш закон не усилит ответственность родителей за воспитание детей и не сделает ее равноценной той, которую несут учителя, серьезных перемен в обществе не будет. Воспитание человека начинается с семьи, и если бы во всех семьях был правильно поставлен вопрос воспитания и отношения к школе, то не было бы подобных проблем. В связи с тем, что некоторые родители слишком заняты, работают на частных предприятиях, часто далеко за городом, воспитание ребенка в обществе постепенно отошло на второй план. В основном дети предоставлены сами себе. Сегодня у детей нет интереса к саморазвитию, кружкам, секциям, дворовым клубам. Их интересует больше улично-подъездная жизнь и компьютерные игры. А с родителей практически нет никакого спроса. Если при советской власти существовали действующие мотивирующие рычаги, такие как выговоры на профсоюзных, партийных собраниях и наказания вплоть до увольнения, то сегодня многие родители работают с утра до ночи, а дети живут своей жизнью, полностью предоставленные сами себе. Многие занятые мамы и папы просто не появляются в школе, до них не достучишься в прямом и переносном смысле: телефон не берут, дома их нет. Существующую проблему детской преступности, аморальности, незаинтересованности в обучении можно решить лишь объединенными усилиями государства, школы и родителей - иначе никакого результата не будет.
Людмила Пестова, директор СОШ №13:

- Конфликты среди детей обусловлены состоянием общества. Именно улица и понятия, которые там правят, порождают все эксцессы. А отсутствие должного воспитания в семье сказывается на поведении детей везде - в школе, на улице и дома. Тот ребенок, которому привили правильные нормы поведения, никогда не начнет потасовку или драку, напротив, извинится в конфликтной ситуации. Со школы никто не снимает ответственности - пока дети здесь, пока у них идут уроки, мы ответственны за них; и они в свою очередь - я говорю о своей школе - стараются придерживаться тех правил и норм, которые существуют в школе. Когда ребенок видит, что есть родители, которые учат хорошему, и школа, куда они приходят, то они понимают, что нужно меняться, и это происходит несмотря ни на что. Сегодня у детей практически нет цели в жизни, родители не делают никакого целеполагания, ни на что их не настраивают, не ставят перед ними жизненных задач. Сложнее всего, когда родители не видят проблем своих детей в момент, когда еще можно что-то исправить. Как нам сказали на совещании, директор 17-й школы уволилась по собственному желанию, но ведь этот человек по праву занимал это место - она вывела школу на передовые позиции по показателям качества обучения. А где гарантия, что новый человек сможет удержать школу, сплотить коллектив, в лучшую сторону изменить что-то, ведь район этот не самый спокойный в городе?