Громкое дело

Однако события последних месяцев заставляют сильно усомниться в том, что в Павлодарской области эти незыблемые положения исполняются в полной мере. Убийство бизнесмена Жуматаева стало лакмусовой бумажкой, высветившей «качество» нашего дознания.
Война компроматов: кому это нужно?
Слив охраняемой законом информации начался чуть ли не сразу: мало того, что были опубликованы фамилии задержанных, но и фотографии с их дел. Внутреннее расследование, на котором настаивала наша газета, так ничего и не узнало: кто и, главное, зачем позволил переснять фото подозреваемых. И это, на наш взгляд, говорит о многом. Например, о том, что сливом компромата занимались далеко не рядовые «блюстители порядка». И делали это, по всей видимости, для того, чтобы создать определенное общественное мнение и хоть как-то оправдать ход следствия, уже к тому времени явно зашедшему в тупик.
Об этом можно судить хотя бы потому, что мотива «весомее», кроме, якобы, «личных неприязненных отношений» из-за тендера, прошедшего более 12 лет назад, так ничего найти и не удалось. Полный анализ документации, изъятой на всех фирмах, имевших хоть какое-то отношение к задержанным, ничего не дал. Ну не пересекались они, хотя и занимались бизнесом в строительной сфере! Это тем более удивительно (может, это удивило и самих следователей), так как наш город сравнительно небольшой, и количество более-менее крупных фирм, занимающихся строительством, можно пересчитать по пальцам. И что, других, более правдоподобных, версий у следствия не нашлось?
Таких вопросов без ответов можно задать еще много. Но окончательную точку во всем этом уголовном деле должен, напомним, поставить суд. Так зачем мы вновь возвращаемся к этой теме? А затем, чтобы уравновесить противозаконное противодействие и дать возможность высказаться обвиняемой стороне, попытавшись расставить все точки над i.
Несерьезный мотивчик
Итак, рассмотрим главный момент любого преступления – мотив.
- Я вырос вместе с Бауржаном Мукантаевым и считаю его своим братом, - говорит Суиндык Нурумов, директор ТОО «Спецмашин», предприятия, занимающегося сбором и вывозом бытового мусора, - и уверен в том, что он грань дозволенного переступить просто не мог. Да, мы родом из аула, своим трудом и умом пробивались в жизни. Никаких агашек за нашими спинами никогда не стояло. Начнем с того, что у Жуматаева, занимавшего большие посты, был совсем другой подход к бизнесу, использующий административный ресурс, связи. И точек пересечения у них просто не было. Тщательнейшая проверка всех документов всех фирм, имеющих к нам хоть какое-то отношение, не дала ничего кроме аукциона 12-летней давности, в котором, кстати, участвовал не Бауржан Мукантаев, а я. И Жуматаев, занимавший тогда пост госслужащего лично в нем не участвовал, не имея на это права. И мы тогда проиграли, уступив в цене. Выиграл аукцион как раз человек, который выступал от имени Жуматаева, на что сейчас указывает следствие. Затем они отказались оплачивать, и победителем автоматически оказался я, как претендент номер два. Есть ли в этом случае конфликт вообще? Если кто и должен был затаить на долгие 12 лет обиду, то это Жуматаев, как несостоявшийся владелец имущества. Да таких случаев из жизни любой бизнесмен не одну сотню может рассказать. Каждый день по бизнесу всякое бывает, так что теперь, с автоматом по улицам бегать?! Согласитесь, что на мотив громкого, циничного по своей сути, исполненного в устрашающей манере заказного убийства это явно «не тянет».
Удивляет и другой момент: почему следствие не рассматривало иных версий? Неужели у 57-летнего бизнесмена, не один год занимавшегося предпринимательской деятельностью, не было других, более серьезных врагов? Почему их не искали, зациклившись на Мукантаеве? Может, потому, что боялись?.. Задайте себе вопрос: а кого?
Орудие убийства
- На сегодняшний день, через полгода после убийства, орудие убийства так и не было найдено. И это еще более странно, так как один из подозреваемых, задержанных вскоре после убийства, якобы, дал признательные показания. Почему он тогда не сообщил, где выбросили оружие? Что это по сравнению с тем, что он уже сознался? Однако этого не происходит. Более того, потом подозреваемый С.Мухантаев, на основании показаний которого и был сделан вывод о причастности Бауржана Мукантаева, вообще отказывается от этих показаний. И на очной ставке заявил об оговоре и об оказании на него давления со стороны следствия.
То есть, на сегодняшний день ни орудия убийства, ни веского мотива у следствия нет, - считает С.Нурумов.
- А что скажете по поводу задержанного в России, которого называют исполнителем убийства Жуматаева?
- Это знакомый одного из задержанных, с которым у него были дела по бизнесу. Чему есть все документальные подтверждения. Следствие предполагает, что он каким-то образом причастен к убийству. Однако предположения и реальные доказательства, согласитесь, – разные вещи.
- Можете прокомментировать заявление Сембина, начальника следственного отдела УВД, заявившего, что задержанный в Новосибирске признательных показаний пока не дал, но как только его доставят в Павлодар, тут же во всем сознается? (кстати, обещанная пресс-конференция в УВД по этому поводу, отложившись несколько раз, была отменена – прим. ред.)
- А что здесь комментировать? Методы следствия общеизвестны.
- К нелестному для правоохранительных органов выводу приходят и правозащитники. Мы уже неоднократно писали о случаях, когда подозреваемые подписывают любые бумаги в первые же часы после задержания, а потом отказываются от своих показаний. Сценарий за долгие годы не меняется, признание по-прежнему остается царицей доказательств, хотя автор этого изобретения Вышинский давно канул в лету.
- Скажу больше, сегодня почему-то некоторые журналисты взяли на себя роль судей, и развешивают ярлыки «заказчик убийства», «исполнитель» направо и налево. Хотя не имеют на это никакого права. А смакование самой сцены убийства с кадрами, где немолодой человек лежит в некрасивой позе, в крови, вообще переходит всякие границы морали и нравственности. Кому и что это дает, кроме лишних переживаний родным? На месте родственников я бы возмутился.
Родственные связи
- Раз уж мы заговорили о родственниках, то как вы относитесь к прямым обвинениям сына убитого предпринимателя, прозвучавшим в СМИ, о взятке в 300 тысяч долларов и попытках развалить следствие?
- Любые обвинения нужно доказать. Особенно такие тяжкие. Но давайте обратимся к фактам. Бауржан Мукантаев, напомню, сам явившийся в полицию, сидит за решеткой уже полгода. Почему следствие начали «разваливать» только сейчас, а не сразу, когда и он, и родные, а у Бауржана жена и четверо детей, уже так намучались. За это время практически никаких следственных действий не проводилось. Пара допросов и очные ставки. Здесь можно сделать другое предположение: а может, кто-то, наоборот, заплатил, чтобы Мукантаев сидел? Сроки следствия вышли, нужно доводить начатое до логического завершения, передавать материалы в суд, а дело разваливается. Вот и появляются громкие выступления в СМИ, заявления о взятках, чтобы их карточный домик не рассыпался окончательно.
Кроме того, Тимур Жуматаев заявил, что он сделал выводы о виновности Мукантаева на основании имеющихся в деле материалов. Однако, согласно закону, до того, как дело попало в судебную инстанцию, полностью с ним знакомиться не имеет права ни одна из сторон. Это тоже момент для разбирательства. На каком основании сын потерпевшего (тоже заинтересованная сторона) имеет полный доступ к материалам уголовного дела в момент следствия?
Двойное обвинение
- Кстати, двоим задержанным уже было предъявлено обвинительное заключение, в котором Бауржан Мукантаев даже не упоминался. А потом им предъявили новое, где он уже значится. Об этом мне сообщил адвокат, - продолжает С.Нурумов, - Мало того, что это противоречит уголовно-процессуальному кодексу, но и о многом говорит.
Более того, как озвучил представитель областной прокуратуры на судебном заседании по поводу сроков задержания, у них прошло совещание, на котором были еще раз рассмотрены материалы уголовного дела Б.Мукантаева. И на основании имеющихся в деле доказательств, собранных за шесть месяцев, прокурорами было принято коллегиальное решение об освобождении его из-под стражи немедленно, ввиду непричастности к убийству Жуматаева.
Мы об изменении меры пресечения неоднократно ходатайствовали. У Бауржана Мукантаева есть семья, дом, бизнес, наконец. Какой смысл ему скрываться, если он сам пришел в полицию? Тем не менее, суд еще на месяц продлил его содержание под стражей. Якобы, для проведения ряда экспертиз, на которых настаивает Т. Жуматаев. Неужели их нельзя было провести за шесть предшествовавших месяцев? Или под подпиской или под домашним арестом? Это решение суда нами уже обжаловано и в генеральную прокуратуру, и в облсуд.
Вот и получается, что вокруг убийства бизнесмена Жуматаева сегодня гораздо больше болтовни, досужих домыслов, чем реальных, доказанных фактов. И на этом «песке» делать выводы об истинных заказчиках и исполнителях этого громкого убийства нельзя. Мы будем настаивать на полной гласности и открытости процесса, на суде присяжных, потому что нам скрывать от общественности нечего. Пусть суд делает выводы о том, кто виноват в этом циничном преступлении. Наказание должен понести действительно виновный, а не тот, кого «назначат».