Туда я больше не ездец

Об этом нам рассказала директор Павлодарского профессионального лицея №1 Наталья Кармалысова. Адрес этого учебного заведения - Ломова, 180, трамваи проходят здесь по направлению к алюминиевому заводу. Рядом находятся два других лицея - №31 и 9. Недавно Наталья Михайловна получила письмо от вышеупомянутого акционерного общества, в котором было ясно сказано, что без дополнительной платы единственный общественный транспорт, связывающий лицеи с городом, ходить перестанет. Правда, руководство фирмы-перевозчика великодушно решило «не срывать учебно-образовательный процесс», и потому трамваи будут останавливаться здесь с 7.30 до 8.30 утром и с 18.00 до 19.00 вечером, даже если требуемую сумму лицей не заплатит.
- Но ведь в течение дня должен быть хоть какой-то способ добраться сюда и вернуться в город, - сетует Наталья Михайловна, - Некоторые педагоги работают у нас по совместительству и приезжают после обеда, да и не все дети учатся с первой пары, не все заняты здесь до вечера. Нам сказали, что мы должны ежемесячно платить Трамвайному управлению 184 тысячи тенге, если хотим, чтобы они останавливались возле нас. Но откуда у лицея такие деньги? Мы оказываем только образовательные услуги, не с детей же их собирать? Тем более что большинство наших учеников из малообеспеченных семей.
Чтобы разобраться в этой ситуации, мы обратились к вице-президенту АО «Трамвайное управление» Гульраушан Оспановой, чьим именем было подписано письмо.
Она сразу же отметила, что такие обращения были направлены не только в лицеи, но и во все местные частные организации. Платить Трамвайному управлению отныне должны и они. И вот почему:
- В городской черте мы законодательно возим за 35 тенге. В неселитебной зоне раньше брали на три тенге дороже, но сейчас, в связи с удорожанием электроэнергии фактическая себестоимость проезда в этой зоне составляет почти 80 тенге. Мы работаем себе в убыток, - объяснила вице-президент. - Поэтому если предприятия, находящиеся в этой зоне, не будут заключать с нами договора и покрывать эти затраты, трамваи ходить туда перестанут. С алюминиевым заводом у нас есть договорные обязательства, и мы будем осуществлять перевозки по расписанию этого предприятия. То есть обслуживать в течение дня будем только городскую черту - трамваи будут разворачиваться на Ворушина и возвращаться обратно в город, а когда заканчивается смена на заводе, будем следовать туда экспрессом, чтобы забрать заводчан, не останавливаясь по дороге. Остановки - это дополнительные затраты с нашей стороны.
- Но вы ведь должны понимать, что столько денег, сколько вы просите, у лицеев нет…...
- Мы такая же организация, как и все остальные, и должны как-то выживать. Если фирма работает себе в убыток, то ищет какие-то способы это исправить, поэтому мы будем ходить только на алюминиевый завод во время окончания смен. Но учебным заведениям срывать образовательный процесс мы не собираемся, поэтому утром и вечером будем останавливаться там даже без договора, но в другое время подстраиваться под них мы не намерены и постоянно ходить туда трамваи не будут, - отрезала госпожа Оспанова.
Старая схема действует только до пятнадцатого февраля, позже учащимся и педагогам лицеев, а также сотрудникам частных фирм придется успевать на утренний или вечерний «рейсы», чтобы АО «Трамвайное управление» «не несло убытки». Однако мы надеемся, что это не окончательное решение и акционерное общество пересмотрит свои условия.
К сожалению, нам не удалось поговорить с президентом АО «Трамвайное управление» Александром Крисой, так как он находится в отпуске. Хотелось бы напомнить господину Крисе, что он не только бизнесмен, но еще и депутат городского маслихата, а значит, в первую очередь должен отстаивать интересы народа, своих избирателей.
Кстати, очень интересно, почему это Трамвайному управлению постоянно не хватает денег, учитывая, что парк не обновляется уже долгие годы, многие вагоны при этом внутри и снаружи обклеены частной рекламой, а по признанию Гульраушан Оспановой, зарплаты некоторых сотрудников ниже средней павлодарской?
По нашей просьбе ситуацию прокомментировал другой народный избранник Мирхат Серикбаев. Он выступил категорически против принципиальной позиции Трамвайного управления:
- Как человек и как депутат считаю, что это вопиющий факт. Нельзя зарабатывать таким образом. Все мы знаем, что учащиеся профлицеев - дети из не самых состоятельных семей, и пытаться заработать на них - недопустимо. Трамвайное управление - пусть и акционерное общество, но с участием государства. Сейчас даже частные компании ведут социально-ответственный бизнес, занимаются благотворительностью. А тут организация, которой помогает государство, ставит такие условия, требует деньги с детей. Я считаю, что это неправильно, - заявил депутат. – На первой же профильной комиссии, я думаю, мы с коллегами поднимем этот вопрос.