Прошу Вас разобраться и помочь субъекту малого предпринимательства «ТОО Частная клиника Искакова» в решении проблемы по получению госзаказа на лечение пациентов по Гарантированному объему бесплатной медицинской помощи - далее ГОБМП.
Благодаря поддержке малого бизнеса, в рамках программы «Дорожная карта 2020» в 2009 г. ТОО «Частная клиника Искакова» построила двухэтажное здание, соответствующее всем последним мировым стандартам медицины, что позволило создать новые рабочие места, улучшить качество медицинского обслуживания пациентов, внедрить новые технологии в лечении болезней позвоночника.
В 2010 г. наша клиника участвовала в тендере по закупу медицинских услуг по оказанию ГОБМП и получила государственный заказ на 2011 год на 126 пролеченных случаев в год, что составляет 8 000 000 тенге в год. Дополнительно были созданы новые рабочие места для медицинских работников по ГОБМП, выделены палаты.
Все пациенты, пролеченные по ГОБМП, находились в таких же условиях, как и платные пациенты (только двухместные палаты, качественное питание, лечение и обслуживание). Количество нуждающихся в стационарном лечении и желающих лечиться в Клинике Искакова пациентов концу 2011 года увеличилось втрое. Поэтому на участие в тендере по закупу медицинских услуг по оказанию ГОБМП на 2012 г. была подана заявка на 300 пролеченных случаев. Но получен государственный заказ на 2012 г. в количестве 100 пролеченных случаев в год, что составляет 7 415 000 тенге.
На наш вопрос «Почему вместо увеличения объема пациентов по ГОБМП произошло уменьшение?» в ГУ «Департамент Комитета медицинских услуг МЗ РК по Павлодарской области» ответили, что «государственным организациям не хватает объемов, а вы, частники, зарабатывайте на платных услугах, возможно, будут распределяться дополнительные объемы, и мы вам тогда дадим». И выделили дополнительно на 2012 г. один пролеченный случай. Хотя другие частные организации, участвовавшие в тендере, на 2012 г. получили: одна организация - 35 000 000 тенге в год, а другая - 16 000 000 тенге (в 2-5 раз больше нашей клиники).
На 2013 год Правила осуществления закупа медицинских услуг по оказанию ГОБМП заменили на Правила выбора поставщика услуг по оказанию ГОБМП, где четко написано, что «Выбор поставщика производится с соблюдением принципов:
1) обеспечения доступности ГОБМП;
2) реализации свободного выбора пациентом врача и организации здравоохранения;
3) гласности и прозрачности процесса выбора поставщиков;
4) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;
5) поддержки отечественных поставщиков».
По новым Правилам мы собрали заявку и добавили к круглосуточному стационару стационарозамещающую помощь, но были удивлены, когда нам сказали: в заявке не писать количество заявляемых случаев, «или пишите по прошлому году».
Для чего тогда участвовать в тендере, если уже все давно за нас решили?
После долгих упрашиваний первого руководителя ГУ «Департамент Комитета медицинских услуг МЗ РК по Павлодарской области» и его заместителя нам наконец-то разрешили вписать необходимое, по нашим подсчетам, количество пациентов, но предупредили, что увеличения объемов частным организациям не будет, но, «возможно, в течение года будут распределяться дополнительные объемы, и мы вам тогда дадим». Каково же было наше удивление, когда по результатам состоявшегося тендера нашей организации выделили на 2013 год вместо ожидаемых 300 - всего 90 пролеченных случаев в год на круглосуточный стационар, на 7 000 000 тенге в год и 50 случаев стационарозамещающей помощи на 741 000 в год, итого на 7 741 000 в год, тогда как другие частные медицинские организации, имеющие такое же количество сотрудников и палат для пациентов, получили: одна частная организация - 45 000 000 тенге в год, другая -16 000 000 в год (возможно, потому, что за некоторыми частными организациями стоят чиновники от здравоохранения).
Судя по прошлому году, дополнительный объем для нашей организации будет не щедрым. Поэтому, когда 30 декабря 2012 г. меня пригласили в департамент Комитета оплаты медицинских услуг для подписания договора на оказание медицинских услуг по ГОБМП на 2013 год на сумму 7 741 000 в год, что на 259 000 тенге меньше по сравнению с 2011 годом, я отказался подписывать договор до выяснения обстоятельств.
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» от
14.12.2012 г. одно из основных направлений Стратегии "Казахстан-2050" - «Экономическая политика нового курса», в сути которой на четвертом месте стоит «Создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства»: «...для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии»;
«Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства»;
«Создать условия для роста частной медицины. Во всем развитом мире значительная часть медицинских услуг оказывается частным сектором. Мы должны создать условия для скорого перехода к частным больницам и поликлиникам».
Создав дополнительные рабочие места для медработников в рамках оказания медуслуг по ГОБМП, выделив палаты для нуждающихся в лечении и желающих лечиться в клинике Искакова пациентов (которых гораздо больше даже того количества, которое мы просим в заявке), надеюсь, что чиновники пересмотрят свое решение, и мне в 2013 году не придется сокращать сотрудников и отказывать многочисленным пациентам в лечении по ГОБМП.
С уважением,
директор-главный врач Клиники Искакова
ИСКАКОВ А.М.
* * *
КОММЕНТАРИЙ ОТ «НВ»:
2 января ТОО «Клиника Искакова» направило вышеприведенное письмо на блог акима области, 3 января данное обращение было направлено письмами в адрес акима области и областного департамента предпринимательства, а также в нашу редакцию.
Кроме того, 3 января соответствующее заявление было подано в прокуратуру Павлодарской области.
Пока никаких ответов от официальных лиц области частным медучреждением не получено.
Между тем 3 января ТОО «Клиника Искакова» обратилось к директору павлодарского департамента Комитета оплаты медуслуг МЗ РК г-ну Казангапову с просьбой предоставить «Протокол об итогах размещения гарантированного объема ГОБМП» (приложение № 6 к Правилам выбора поставщиков услуг по оказанию ГОБМП).
Согласно форме протокола, в нем должны быть указаны потенциальные поставщики, форма и вид медпомощи, их объем и сумма финансирования по каждому поставщику, то есть медучреждению, частному или государственному которое комиссия выбрала для оказания бесплатной гарантированной медпомощи населению.
Казалось бы, вполне закономерное требование участника конкурса – ознакомиться с протоколом распределения сумм между потенциальными поставщиками.
Деньги бюджетные, их распределение требует прозрачности, никаких «коммерческих тайн» здесь быть не может. И для участника данного конкурса, который заявляет, что частная клиника имеет возможность предоставить в рамках ГОБМП лечение в хороших условиях как минимум 500 больных в общей сложности, в том числе в дневном стационаре, а высокая комиссия сокращает эту заявку вполовину.
И для рядовых граждан – потенциальных пациентов. Им, наверное, тоже небезынтересно было бы узнать, какие объемы бесплатной медпомощи и в каких медучреждениях им могут оказать.
Когда верстался номер, редакции стало известно, что вместо требуемого протокола г-н Казангапов 8 января направил ТОО «Клиника Искакова» письмо, в котором уведомил, что «постоянно действующей комиссией принято решение» о признании ТОО «Клиника Искакова» «уклонившегося от подписания договора на оказание ГОБМП на 2013 г».
Тем самым частный предприниматель, позволивший себе не согласиться с тем, как делят бюджетные деньги между медучреждениями, по существу, оказался вообще лишен права участия в бюджетной программе.