Всё что Вы хотели знать о флэшмобе


Что такое флэшмоб?
Flash mob переводится как "вспышка толпы". Это интернет технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Через интернет между участниками распространяется сценарий того, что, где, и когда надо сделать, и каждый волен как выполнить эту инструкцию, так и проигнорировать ее.
Что такое смартмоб?
Smart mob перводится как «умная толпа». И если флэшмоб – это технология собирания толпы, то смартмоб – это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. Т.е. флэшмоб – это форма, а смартмоб – ее содержание. Это два взаимодополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.
Кто впервые применил эту технологию?
Вся эта история окружена тайной и плодит вокруг себя множество слухов. Чаще всего рассказывают про человека по имени Билл, живущего в Нью-Йорке. Говорят, что этот человек - после нескольких неудачных попыток - с помощью имэйл и смс форвардов сумел добиться того, чтобы 17 июня 2003 года около полутора сот незнакомых друг с другом людей зашли в один супермаркет, расположенный на Манхэттене, и попросили продать им «коврик любви для загородной коммуны» ценой в $10 000.
И что случилось потом?
Билл провел шесть или семь акций, после чего вышел из игры. А вирус флэшмоба проник во все уголки планеты.
С тех пор как технология показала, что она может эффективно работать, каждый, кто знает об этом, может придумывать как ее лучше всего организовать. Кто-то пытается рассылать инструкции своим знакомым с просьбой распространить письмо дальше, их собственным знакомым. Кто-то дает информацию о том, что выложил инструкцию где-то в сети и просит всех заинтересовавшихся оставлять свой имэйл для рассылки подробностей.
Но самой распространенной и эффективной стала организация флэшмоба через специализированные сайты. Каждый желающий может регистрироваться на этих сайтах, анонсировать там свои сценарии и получать рассылку тех сценариев, которые тем или иным образом были выбраны для исполнения.
Так кто же организует флэшмобы?
Флэшмоб может организовать каждый! Для этого достаточно придумать хороший, интересный сценарий и разместить его на сайте, посвященном флэшмобу. Любая акция флэшмоба сотоит из "простых движений", которые каждый участник сможет совершить без предварительной подготовки и репетиций. Все дейсвия для будущего сценрия берутся прямо из жизни. Главное - повнимательнее смотреть по сторонам и замечать их!
К сожалению, техническая реализация ФМ через сайты сильно замедляет этот непрерывный поток идей. Постоянно запруживает нереализованными мечтами целые форумы. Препятствует немедленному осуществлению утопии, при которой мысли материализуются вспышками толпы со скоростью света. Но технологии флэшмоба постоянно совершентствуются!
Чем же отличается хороший сценарий от плохого?
Это довольно сложный вопрос, но если попытаться вкратце суммировать все эффекты, то можно сказать следующее. Хороший сценарий тот, который способен породить реальное событие, хотя бы на несколько мгновений создать альтернативную, иную, реальность. И это обязательно произойдет, если окружающие люди смогут поверить в то, что это дейсвительно происходит. Два простейших примера.
СЦЕНАРИЙ «ЧЕРЕПАШКА»
Каждый, с фонариком средь бела дня, в центре Москвы, разыскивает сбежавшую у друга черепашку.
Представим, что Вы - один ее ищете. Привлечете ли Вы внимание прохожих? Да, безусловно. Какой-то идиот рыщет с фонариком! Что же происходит, если 100 человек одновременно ищут эту самую черепашку? Да ничего особенного. Просто прикалываются. И это всем очевидно с первого взгляда. Никто не воспринимает это всерьез, НЕ ВЕРИТ, что там, под ногами, действительно что-то есть. Один человек в этом случае гораздо интересней 100. В одном есть какая-то отчаянная дурь. А вот в 100 - только дурацкий студенчески-заговорщицкий прикол.
СЦЕНАРИЙ «ДОМ»
Каждый стоит и смотрит на крышу высокого дома.
Если бы ты один стоял и смотрел - никтобы этого даже не заметил. Подумаешь,
человек чего-то там разглядывает. А вот когда собирается 100 человек смотреть на одну и ту же крышу - тут уж извините, включается рефлекс. Автоматически поворачивается голова, и вот уже случайный прохожий тоже стоит и смотрит: А чего это они там увидели интересного? Он не видит в этом элементарном повседневном жесте - смотреть на крышу дома - чего-то прикольного. И начинает ВЕРИТЬ, что там действительно происходит что-то невероятное, то, на что и он должен обязательно посмотреть!
Получается, что флэшмоб, в котором действия каждого из участников по отдельности никак не выделяют его из толпы, эффективней флэшмоба, в котором каждый проявляет свою индивидуальность?
Флэшмоб, в котором действие каждого участника резко выделяет его на фоне всех остальных, никогда не сорвет крышу никому.
Любое абсурдное поведение личности - в особенности, откровенно шокирующее и эпатирующее публику - уже настолько считываемо и понятно этой самой публике, воспитанной на каждодневной ленте новостей и американских блокбастерах, что ничего, кроме ехидных усмешек вызвать не может в принципе. Потому что мы все привыкли видеть выпендривающихся друг перед другом - особенно если они толпятся толпой.
Но при этом абсолютно не привыкли видеть обычных людей, каким-то странным образом совершающих нечто одинаковое в один и тот же момент, в одном и том же месте. Т.е. мы не привыкли видеть абсурдное поведение толпы! Просто потому, что это противоречит всем правилам статистики. И это принципиальное открытие флэшмоба, кардинально отличающее его от всех прочих тусовок! Именно абсурдное поведение толпы, каждый из участников которой, казалось бы, не совершает ничего абсурдного может вызвать не просто легкий шок, но и снести крышу любому случайно оказавшемуся в этом месте!
Но ведь каждый моббер – это индивидуальность! И каждый хочет самовыразиться, как-то заявить о себе!
Самовыражаться можно множеством способов. И удовлетворение на уровне своего личного, необычного поведения – самый простой из них и нехитрый. Особенно, если такое необычное поведение реализуется в толпе единомышленников. И примеров тому масса: начиная от сексуальных меньшинств и заканчивая рок концертом. Так зачем же нам придумывать еще одну, точно такую же форму самовыражения и просто давать ей новое имя? Гораздо интересней задаться вопросом, зачем умножать толпой то, что, в принципе, может сделать каждый из нас, находясь на едине с самим собой? Вероятно, некоторые действия, очень даже обычные дейсвия, будучи разрозненными, не являют собой события. Но есть вероятность, что будучи умноженными и синхронизированными, они могут дать какой-то эффект.
Какой? Это еще следует открыть. Но вот простенький пример. Почему в некоторых странах пешеходам принято уступать дорогу? А у нас нет? И это несмотря на то, что правила движения везде одинаковые. Вероятно, существует какая-то принятая по умолчанию договоренность, по которой АВТОМОБИЛИСТ ВСЕГДА УСТУПАЕТ ДОРОГУ ПЕШЕХОДУ. Своеобразный общественный сценарий, растянутый во времени и пространстве. Есть некая синхронность одинаковых посупков обычных людей, которая, в результате, принципиально отличает одну культуру от другой.
А способен ли ФМ порождать подобные альтернативные культуры?
Если присмотреться по сторонам, может показаться, что флэшмоб ничего нового не открывает

Поделиться
+1