Хэппенинг или "Театр абсурда"

Вчера я упомянул такое понятие как Хэппенинг (англ. happening, от happen случаться, происходить) Так как я немного знаком с данной темой и был в свое время непосредственным участником, хочу обсудить с вами данный вид театрального безумия.
Немного теории:

«Хэппенинг - это театрализованное представление с участием художников. Обычно построен на импровизации, не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Является одной из форм современного искусства. Главная задача хэппенинга — сломать стереотип между зрителем и сценой. Это направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие или «акцию» (англ. action). Его предвестиями были нарочито загадочные, «заумные», порой скандальные акции художников и поэтов футуризма, дадаизма, группы ОБЭРИУ, которыми часто сопровождались их публичные выступления. Хэппенинги, по духу своему тесно связанные с театром абсурда, могут быть своеобразными микроспектаклями с элементами сюжетности и сложным реквизитом либо более отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными композициями. В них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.»

Мое первое знакомство с «театром абсурда» появилось на предмете «актерское мастерство» Колледжа Искусств» РФ. Однажды меня пригласили принять участие в спектакле «Все красное» театра «Смеха и слез». Позже во время перерывов между репетициями мы обсуждали такое явление как Хэппенинг. Признаюсь меня, очень сильно поразили рассказы о питерском театре существовавшим где-то в подвале, который давал просто невероятные представления. Вся соль сего действа заключалась в завязки актера и зрителя. Т.е зритель принимал непосредственное участие в театрализованном представлении – это очень интересно. Поражают стертые границы между сценой и зрительным залом,ведь театр в классическом понимании это некая дистанция. Мы приходим в зал усаживаемся в уютное кресло и как бы издалека, наблюдаем игру либо некое действо на сцене. Но мы не можем влиять на ход спектакля, мы можем только переживать и принимать как факт сюжет или актерскую игру. Хепенинг дает нам другое, боле шокирующее восприятие. Мы становимся непосредственными участниками т.е актерами, который может присоединиться к общей пляске или неистовому, безумному действу. По сути это шок. Стертые грани поражают своей масштабностью, более нет сцены, все может случиться прямо на улице, в лесу, в твоем подъезде или на главной площади. Приведу несколько примеров :
«Существуют такие виды зрелища, которые используют само это ожидание, скуку, чтобы высвободить некие зажатые силы. Вот, к примеру, один из классических хэппенингов: входит некий человек (именно он, стало быть, и есть действующее лицо), на него смотрят, никто не знает, что он будет делать; человек этот садится на стул и остается так, скрестив на груди руки, на протяжении двух часов. И это действительный факт, что скука в это время вызывает у зрителей непреодолимые реакции, которые доходят до рыданий. Точно так же можно прямо спровоцировать сексуальные инстинкты; например, в Париже один хэппенинг был запрещен, поскольку во время его проведения на сцене находилась совершенно голая женщина, покрытая взбитыми сливками, которые можно было с нее слизывать.» (Жан-Поль Сартр)

Другой пример сценка, где на зрительный зал опускается клетка и выключается свет . Примеров можно найти массу. В начале это всегда скандал, зритель получает своего рода удар, но спустя определенный отрезок времени вовлекается в эту аллюзию поглощая в себе противоречивое стремление закончить действо. Кстати некоторые флешмобы и джемсейшены можно тоже отнести к хепенингу. Хотелось бы услышать ваше отношение к данному театру или ваши впечатления после участия.
Занавес

fausto
2009-03-25 10:26:55
Поделиться
+1