СЛОНИМСКАЯ: 'ПРИРОДНОЙ ИНТУИЦИИ - МАЛО, НУЖНЫ ЗНАНИЯ...'

В течение двух недель на кафедре исполнительского искусства ПГУ читала лекции по гармонии и проводила мастер-классы для преподавателй университета доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства Раиса Николаевна Слонимская.

- Слонимские – фамилия, известная по всему миру, - с этого утверждения я начинаю нашу встречу.

- Это верно, - улыбается Раиса Николаевна. - Это и Америка, это Италия, это и Франция… Известные дирижеры, лексикографы, композиторы, экономисты, юристы, писатели. Их прадед первым изобрел вычислительную машину. Царь Александр I занимался математикой, и когда  узнал об этой машинке, сказал: «Приведите ко мне этого еврея». Он пришел. Царь говорит: «Давай так. Я буду считать по-своему, а ты на своей машинке». Слонимский быстро все решил на своей машинке. Царю не понравилось его независимое поведение: «Машинка хороша, но еврей плох». Еще один из Слонимских изобрел лампочку раньше Эдисона, только не запатентовал свое изобретение. Мой Сергей Михайлович тоже знаменит, только благодаря своему необыкновенному таланту и трудолюбию. Родился он в писательской семье. Это литературный Петербург 20-х годов. Это «Серапионовы братья», Зощенко, Федин, Всеволод Иванов… Он прославился как композитор, музыковед, педагог...

- Какие пути-дороги привели вас в Павлодар?

Р.Н.: Благодаря Данияру Мергалиеву (заведующий кафедрой ПГУ. – Т.К.). Он вышел на наш университет культуры и искусств, на нашу кафедру и предложил мне: «Раиса Николаевна, давайте дружить, давайте наводить мосты, давайте развиваться». Вот я и приехала. Дело в том, что и у нас в Питере, и у вас в Павлодаре  действует программа «Академическая мобильность». Одно из направлений программы - обмен специалистами и студентами с целью создания инновационных технологий музыкального образования. Так как у меня большие наработки в этой области, я приехала позаниматься и сориентировать студентов в современных течениях в области гармонии, в современном понимании этого курса в вузе. Параллельно мы ведем семинар с педагогами. И после окончания этого семинара они получат сертификаты о повышении квалификации.

- Вы активно знакомитесь с нашим городом.

Р.Н.: Да, была в краеведческом музее, в музее литературы и искусства имени Бухар- Жырау. И в очень интересном музее – Доме Багаева. Вообще я была практически у вас везде. У вас замечательный Художественный музей. Меня поводили по фондам. Это очень серьезный ресурс. У города вообще потрясающий потенциал. На такой маленький город три университета! Но у меня создалось впечатление, что все существует как бы вне коммуникаций. Вне объединения усилий в области искусства, в частности, в области музыкальной культуры. Синтез искусств всегда дает новые ростки, новые направления развития искусства. В образовании это особенно ценно. Мне кажется, что в Павлодаре есть та среда, та атмосфера, которая должна объединить профессионалов и серьезный профессиональный потенциал.

- Ваше впечатление от концерта павлодарского симфонического оркестра?

Р.Н.: Должна сказать, что ваш дирижер Рахимжанов мне показался очень интересным и перспективным. Но вот у вас есть оркестр, но он не связан с училищем музыкальным. Вы сами слышали, что происходит в духовой группе. Этих духовиков надо воспитывать уже в училище. Но посмотрите, какой был прием, какая реакция, какой восторг! А самое интересное, я наблюдала: люди приходили на концерт спокойные, обычные, а выходили просветленные… То есть потребность в серьезной музыке очень высока. Это же очень ценно, что с таким приемом, с таким энтузиазмом люди отнеслись к музыке. Меня это просто потрясло, что люди так хотят слушать хорошую музыку. И мне кажется, что это то направление, в котором должна работать филармония.

- При филармонии, кроме симфонического и джазового, у нас работают и оркестр казахских народных инструментов, и Камерный хор...

Р.Н.: Очень хорошо. Они должны давать совместные концерты. Вы обязательно должны открыть абонементы. Это значит, на целый сезон будут продуманы программы 5-7 концертов по разным направлениям. У нас уже в апреле появляются абонементы на следующий сезон, и люди их раскупают. Другая форма деятельности – фестивали, национальные фестивали. У вас такие возможности потрясающие. Мы с Данияром хотим поговорить на эти темы с департаментом культуры и предложить свои кое-какие контакты. Я бы хотела предложить организовать на следующий сезон симпозиум, который бы объединил все направления вашей многоликой культуры.

- Наслышана, что на вас произвели не очень хорошее впечатление наши театры. Это верно?

Р.Н.: Два театра в небольшом городе – это очень хорошо. В русском театре я смотрела спектакль «Корабль дураков». Это просто ужасно, скажу я вам. Бедные, несчастные актеры. Мне их просто жалко. Режиссуры совершенно нет. Такое ощущение, что любой из занятых актеров мог лучше поставить этот спектакль, чем то, что идет на сцене. Я не знаю, кто режиссер, но это нищенство какое-то. Люди отдают деньги неизвестно за что. При этом меня поразило, что зрителей было немного. Человек сто, может быть. Но все смотрели, хохотали… То есть потребность в театре очевидна, люди хотят ходить в театры и смотреть хорошие спектакли. Но дайте их им. Наша отечественная, русская драматургия, слава богу, с такими корнями с 18 века! Где это все? Почему этого ничего нет?

- Почему же нет? Есть в репертуаре нашего театра и Гоголь, и Чехов, и Достоевский, и Гончаров…

Р.Н.: Но убогая постановка… Меня это просто поразило. Не просто какая-то захудалость, а все люди без какого-то критерия. Откуда они, что?… Даже капустник студенческий и то бывает более интересным и, главное, с хорошим юмором. А здесь что? Какая-то жуткая, тупая болтовня в течение полутора часов.

- Вы один спектакль посмотрели?

Р.Н.: Да, один. Но простите меня, я больше не смогла бы, с меня хватит одного. Меня приглашали: «Приходите к нам завтра на «Юнону» и «Авось»…

- Хорошо, что не пошли. Этот спектакль идет под чужую фонограмму, то есть, мягко говоря, фальшивый.

Р.Н.: Меня удивил очень хороший национальный театр. Там студия, молодые ребята. Но тоже, простите, 40 минут на уровне какой-то легенды о Чингиз-хане, какие-то аллюзии… Что, в культуре казахского национального театра ничего нет, кроме только «туку-туку-туку-тук», этих скачек и этих ярких бликов прыгающего света? И все. Бедным ребятам там нечего искать и нечего играть. Они там только орут: «О-о! О-о! Э-э…». И опять-таки я говорю, у нас на факультете первокурсники намного интереснее, с выдумкой, изобретательно работают на сцене. Есть ТАКОЙ потенциал, который не используется, как следовало бы, и так вхолостую жизнь уходит. Есть здание, есть труппа, есть слушатель, есть зритель… А каков результат? Каков уровень того, что мы видим на сцене? Получается, что сегодня главенствует цензура рубля, цензура финансовая. Режиссура малообразованна, непрофессиональна. Отсюда большие проблемы.

- Как у вас происходит общение со студентами ПГУ?

Р.Н.: Очень робко. Понимаете, должна быть налажена система общения. Но я не могу сюда часто приезжать. Если от меня нужна какая-то помощь, я приеду и буду помогать. Но есть национальная культура, есть национальные силы, пускай они работают. Я так им и сказала: «Данияр, вы должны сами работать. Найти единомышленников, молодых ребят, чтобы они работали …». Но он только с сентября стал завкафедрой. А пока практически на занятиях я сама за них все делаю. Я  задаю вопрос и сама на него отвечаю. «А зачем, мол, мне эта гармония, я играю на домбре. - Ну, ты же не всю жизнь будешь играть только на домбре, захочешь сделать какую-то обработку своей мелодии, какой-нибудь ансамбль создать, подобрать аккомпанемент… Я тебе даю инструмент, как это сделать. – А-а, ну, а зачем мне знать все тональности? - Потому что без знаний ты не сможешь…». Понимаете, вот на таком уровне идет общение. Естественно, эти вопросы я вижу в их глазах и пытаюсь на них ответить. Я думаю, что они сами понимают, что потолок у них низкий. Моя задача хотя бы внушить им уверенность в том, что их потолок может начать подниматься. Природной интуиции мало, нужны знания, - вот что я им хочу сказать, в чем убедить. Я хочу им сказать: давайте будем развиваться, не выживать в культуре, а развиваться. Здесь нет среды, в которой я могу быть услышанной, потому что они все настолько зашорены и закомплексованы, что не могут меня услышать. Это не только проблема Казахстана, это проблема России, это проблема Америки и так далее, это проблема всех.

- На ваш взгляд, какими могут быть пути этого движения вперед, интеграции в мировую культуру?

Р.Н.: Международные симпозиумы, конференции… И при этом должна быть такая программа, такой спектр, где каждый нашел бы интерес в этой тематике. Говорить на фестивалях только о национальной культуре Казахстана не годится. Надо подняться над Казахстаном на уровне диалога времен, диалогa культур. Но опять-таки все это предполагает в обязательном порядке - образование. Обязательная составляющая – музыкальное образование. Но это, конечно, все большие деньги. Даже если мы пригласим 3-5 человек из разных городов,  чтобы был представительный международный уровень… Раньше был лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Нынче это может звучать иначе: «Люди искусства, соединяйтесь. Люди мыслящие, интеллигенция, соединяйтесь».

Хотя я вам много критических замечаний высказала, но это все в расчете на позитив, так как в потенции ваш город очень интересен. Я смотрю на все с позиции перспективы казахской культуры в целом. Я считаю, что здесь мощные русские корни. И если рассматривать перспективы с расчетом на мировую культуру, то, естественно, русская культура очень хорошая база для национальной культуры Я думаю, казахи это прекрасно понимают, и поэтому они должны (у них просто нет другого выхода) интегрироваться через русскую культуру в мировую. Я бы так сказала.

После двухнедельного творческого сотрудничества и совместных визитов с гостьей из Питера в театры, музеи, на концерты, неофицильных и офицальных встреч и бесед заведующий кафедрой исполнительского искусства ПГУ, кандидат искусствоведения Данияр Мергалиев абсолютно уверен в необходимости дальнейшего укрепления сотрудничества с петербургским вузом и говорит о проведения международного симпозиума, который предполагает научные конференции, мастер-классы, фестивали с участием специалистов в области музыки и искусства из стран Прибалтики, Германии, Санкт-Петербурга как о вполне реальных планах и возможностях.

Поделиться
+1