"Культурно-исторического значения не имеют..."

В ноябре 2012 года постановлением Правительства Республики Казахстан 33 исторических объекта Павлодарской области лишены статуса «памятник истории и культуры местного значения» и исключены из государственного списка памятников истории и культуры Павлодарской области.

Это, конечно, не значит, что все эти 33 объекта разом снесут, как это уже было с другими «исключенными». Но теперь все бывшие памятники, исключенные из государственного списка, стали просто единицами коммунального хозяйства.

- Что ждет тот же памятник Ленину, что с 1928 года стоит в Ленпарке? Пусть он не представляет собой художественной ценности, но историческую – несомненно.

- Ничего его не ждет. Он будет стоять, - раздражается Каирбек Каргасеков, гл. специалист отдела охраны памятников культуры. – Эти памятники передали в местные органы  не как памятники, а как объекты ЖКХ. И деньги выделяются не на памятники, а на благоустройство населенного пункта. Туда входят и памятники Великой Отечественной войны. И акимы будут за ними также ухаживать. Просто на бумаге слово «памятник» убрали.

- Если за ними не ухаживали, пока их, хотя бы на бумаге, оберегало государство, о них забудут, как только исчезнут эти бумаги.

- Будут ухаживать, - оптимистично заявляет начальник отдела Самал Саменова, - потому что они должны отвечать за нормальное состояние домов на своей территории.

Были охраняемыми объектами 14 так называемых «памятников трудовой славы» - трактора ДТ-54, ДТ-75, С-80, К-700; автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА, поднятые на постаменты, и первый пассажирский автобус, который решили сохранить для истории экибастузцы. Но времена меняются, и вместе с ними исторические и нравственные ценности. Памятники трудовой славы пошли под нож истории.

- В советское время как? – размышляет Каирбек Сартаевич, - Понаставили везде памятники, а совхозы, колхозы все развалились. Все памятники стали тоже гнить и разваливаться. В советское время, вы сами знаете, все это белили, красили, а сейчас ведь некому за этим следить... Могилы теперь все исключили из реестра памятников. Но они все на месте, - успокаивает он.

- Да они уже с землей сравнялись, - машет рукой Самал Саменова. - Ну, могила, обычная могила. Они же в степи остались.

Не совсем уж и в степи, и не обычные могилы. В Баянауле – могила милиционера М.П. Рыбалко. В селе Садыкащи Щербактинского района – комсомольца С. Шайтанова, погибшего в 1931 году. Братская могила участников Гражданской войны в Акку Лебяжинского района. В селе Узынсу Иртышского района – могила врача-эпидемиолога, профессора С.М. Щасного, который свою жизнь положил, спасая людей во время разгула эпидемий...

- Профессор Щасный очень известный доктор и уважаемый в районе человек, - пытаюсь пробудить в тех, кто охраняет историю, чувство уважения к ней. - Он ссыльный, но боролся с эпидемиями в наших местах, людей спасал. Люди его тепло вспоминали и ухаживали за его могилой.

- Может, это было тогда, когда в каждом селе были свои фельдшерские пункты. А сейчас этого нет, - соглашается Каирбек Сартаевич.

- Значит, теперь за ними можно на законном основании не ухаживать?

- Ну, почему? Акимы будут ухаживать, - по-прежнему оптимистична Самал Саменова.

Приказано не считать теперь историческими железнодорожный вокзал Экибастуза как место прибытия первоцелинников в 1954 году на освоение целинных и залежных земель и место проведения первой забастовки павлодарских рабочих судоремонтных мастерских в 1905 году. Каирбек Сартаевич объясняет: «Знаете, то, что мы списали, не сносится. Вот стоит старый вокзал, вот рельсы. И вот эту землю они сделали историческим памятником. А вы подите узнайте, здесь или там сошел первоцелинник, кто его знает. На вокзале висела мемориальная доска. Если бы они сказали, что памятник – железнодорожный вокзал, куда прибывали первоцелинники. А то вот – место. Какое место?».

- А мемориальная доска на судоремзаводе о первой забастовке рабочих?

- Доска висит. Исключено место. Судоремзавода нет, там дома уже построили. А доска, как висела на проходной, так и висит. Слово «памятник», как историю, убрали. И это место как памятник истории и культуры из списка исключили. Что за место? Где проходила забастовка? Покажите. А никто не может показать.

Куда смотрели при таком «несоответствии» специалисты отдела анализа и мониторинга и охраны памятников культуры областного управления? А никуда. На это есть другие специалисты.

- Все памятники стали гнить и разваливаться, - объясняет Каирбек Сартаевич.-  Из правительства пришла бумага: давайте наводить с этими памятниками порядок. Республиканская комиссия ездила по всем областям, смотрела все памятники. Вот в Павлодарской области, например, 313 памятников. Сказали, что археологические пока трогать не будут. Остальные решили посмотреть. Вот трактор. Кто хозяин? Нет хозяина. Вот дом. Кто его хозяин? Все решала комиссия, у которой на право этой деятельности есть лицензия. Они смотрят любой памятник и дают заключение, можно ли его исключить из списка.

- Но первоначальный список на выведение памятника из-под охраны государства составляли вы?

- Эта работа идет с 2008 года, - уходит от ответа начальник отдела. - Тогда начальником управления культуры работала Канафина, а комиссию возглавляла заместитель акима Жумабекова. Но все решала республиканская комиссия.

Меня упорно убеждали в квалифицированности высокой комиссии и в законности ее решений. По ее представлению лишены статуса памятников здания, которые уже давно реально не существуют, то есть просто подтверждено их многолетнее статус-кво. И те, которые много лет на грани уничтожения. Так что теперь можно открыто заявить об их физической ветхости и исторической несостоятельности. И снести. Тем более, что все эти теперь уже «не-памятники»  находятся в исторической части города, в центре, где земля особо ценится в коммерческих кругах.

Дом Майры (когда-то стоявшее здание с адресмо  ул. Ленина, 167); здание бывшей железнодорожной школы № 108 (188) на улице Мира, 40, дом матери Героя Советского Союза, легендарного генерала Карбышева.

Бывшая гостиница «Россия» - двухэтажное здание по улице Ленина,170. Народный дом по улице Ленина,138, бесхозный и активно разрушающийся последние десять лет. Деревянное строение по улице Кирова, 1. Купеческий дом – памятник градостроительства и архитектуры начала ХХ века. Нынче этот дом в собственности г-на Темирханова.

Комиссия, не дрогнув, вывела все эти здания из реестра памятников, «выявив, что никакого культурно-исторического значения они не имеют…».

Мне показывают акт комиссии: «В настоящее время здание не сохранилось. (Это о Доме Майры. – Т.К.). Было снесено в 1992 году. Восстановлению не подлежит». Дом на Мира,40 сгорел, и они это указали в акте. И сейчас на его месте, смотрите, какой прекрасный музей стоит!».

- Вы это серьезно? Стандартная «изба», которая применяется для оборудования типовых бань в зонах отдыха, вместо образца деревянного зодчества. А что ждет бывшую гостиницу «Россия»?

- Она на балансе театра Чехова…

Театру Чехова свои бы исторические владения, в которых размещаются его производственные цеха, привести в приличное состояние. А ему подкидывают до безобразия разрушенное здание, которое, заботься о нем город, действительно могло бы  достойно представлять историю Павлодара. Ведь начался он не со здания областного акимата, а на несколько веков раньше...

После нынешнего исторического «секвестра» в городе осталось, по данным управления культуры, 53 памятника истории и культуры. Только 30 из них имеют дореволюционную историю. Остальные появились в основном уже после Великой Отечественной. О реставрации исторических зданий и речи не ведется. На месте памятников, как правило, вырастает новодел «под старину».

В 2000 году служба охраны памятников облуправления культуры подготовила гораздо более внушительный по значимости «Список недвижимых памятников истории и культуры местного значения, предлагаемых для исключения из государственного списка». В нем было названо 24 городских объекта. 10 из них лишились статуса памятника. В том числе гостиница «Казахстан», знаменитая «Шишка» - 16-квартирный дом на Естая, бывшее здание филармонии на Сатпаева и, как ни удивительно, место прибытия первоцелинников – павлодарский железнодорожный вокзал... За десять с небольшим лет 43-х исторических объектов как не бывало.

- В постановлении правительства сказано: «Акимату Павлодарской области принять меры, вытекающие из настоящего постановления…», то есть, какие меры?

Самал Саменова растолковывает: «Это надо без 33 списанных памятников составить новый список. Раньше было 313. Теперь 280».

Всего-то делов.

Поделиться
+1