ҚИЯЛ – ЭТО ЗНАЧИТ "ГРЕЗЫ И ДУМЫ"

18 мая, Международный день музеев, павлодарский Художественный музей решил отметить, как и многие музеи мира, нестандартно. Но традиционно. Они не присоединились к акции «ночные музеи», которая прошла на постсоветском пространстве.

Но зато принимали посетителей бесплатно в течение всей субботы, а к концу рабочего дня пригласили народ на вернисаж персональной выставки павлодарского художника Андрея Оразбаева.

- С 1978 года, в 36-й раз, мы отмечаем этот праздник, - объявляет Ольга Пашко, куратор выставки. - Его празднуют более чем в ста пятидесяти странах мира. В 2013-ом году он обозначен темой «Музеи – это память + креативность = социальные изменения». Принято считать, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию. Сегодня у нас есть такая возможность – совместить и память и креативность. Мы художественный музей. Мы не похожи ни на один другой музей нашего города. И в этот день мы должны обязательно открыть новую выставку. Но это не просто выставка, не просто художник. Это креативный художник, современный художник, не похожий ни на одного художника нашего города. Это Андрей Оразбаев.

Именно Андрей Оразбаев и должен был продемонстрировать нестандартность и креативность павлодарской музейной деятельности. Что он вполне традиционно и сделал. Традиционно, потому что, начиная с нулевых годов нынешнего века, каждая выставка Художественного музея, в которой принимал участие художник Андрей Оразбаев, обязательно сопровождалась перформансом в его исполнении. Перформансы Оразбаева бывали разными – шутливыми, слегка хулиганистыми, ироничными и просто веселыми. Удачными и не очень. Но он единственный из павлодарских мастеров кисти, кто берется разворачивать на зрителе изобразительные представления от художника. Свой субботний перформанс он посвятил празднику музеев.  

Вооружившись шпателем и красками, быстро, широкими мазками нанес на холст зеленые, желтые, синие пятна. Получилось что-то вроде лесной опушки. А потом обычной дрелью в самых разных местах мольберта сделал глубокие отверстия, куда водрузил множество художественных кисточек. Получилось «дерево» с торчащими во все стороны кисточками-ветвями. «Древо желаний» - по задумке автора. А «ленточки – желания» художник выкроил из своего же зазеленевшего холста, раздал присутствующим: мол, привязывайте к ветвям и надейтесь на исполнение хороших мечтаний.

Само явление «Художник Андрей Оразбаев» - категорическое подтверждение истины, что совсем не обязательно заканчивать специальный вуз, чтобы стать художником. Похоже, ими рождаются. Он вырос, по его же выражению, в семье технарей. Отец строитель. Мама  связист. Учился в математическом классе. Окончив в 1985 году Павлодарский индустриальный институт, получил профессию инженера-строителя. В 86-ом он участвует в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. А по возвращении домой «уходит» в другие сферы. Начинает серьезно заниматься в студии художника Владимира Тищенко. Посещает школу художников-оформителей, где преподавали павлодарские художники Панко Величко и Владимир Мартыненко. Впервые заявляет о себе, участвуя в выставке молодых и задиристых художников, павлодарских неформалов, «Новые степные-2». В том же 1994-ом и на тех же стенах (в холле музыкального училища) он развешивает свою первую персональную выставку. В 1997 году его принимают в Союз художников России. С 2000 года, Оразбаев становится не просто известным художником, но даже модным. Много работает, участвует в международных и республиканских конкурсах-выставках. В 2012-ом становится членом Союза художников Казахстана.

На фоне активной художественной жизни в поисках истины и смысла существования уходит в глубины ведизма и получает духовное имя Аншумали. Этим именем были подписаны его работы на первой персональной выставке 2010 года в Художественном музее. Этим именем он подписал и все работы новой выставки, которую назвал «Қиял».

- Что значит это слово? Как перевести?

- Фантазия, грезы, думы… Ну, в общем, такое емкое понятие, которое однозначно перевести сложно, - объясняет автор.

- Андрей, на мой взгляд, - размышляет художник Виктор Поликарпов, - один из самых интересных людей, художников, мыслителей, который прошел огромный путь к познанию. И предлагает нам сегодня свои выводы, доводы, высказывания. Здесь очень много интересного. Он где-то в каких-то пространствах. Но повторяться ни в коем случае нельзя. Время идет, надо двигаться. Было время, когда я тоже бегал в этом направлении. За Филоновым, за тем, за другим… А основой была эта сложная философия, которую они исповедовали. Очень интересная, с разными направлениями. Но дело в том, что этих направлений очень много. А Андрюха, он невероятно свободен, он не замороченный. Я лично в восторге от этого.

Все его творчество, по мнению искусствоведа Елены Дубовой, свидетельствует «о неуклонном росте мастерства и постоянном поиске, при уже прочно сложившейся системе эстетических взглядов. В экспозиции произведения нового качественного уровня. Они по-прежнему концептуальны и поражают индивидуальным видением реальности, но колористическое их исполнение – это взрыв в сознании художника».

На выставке 35 полотен. Они не заключены в рамы. Это отступление от правил как бы раздвигает поле действия и воздействия каждого сюжета. Художник обращается, казалось бы, к банальным темам и сюжетам, но подает их совершенно неожиданно, зачастую с легкой иронией, усмешкой. Например, его картины «Время собирать» или «Человек с кошкой» (голубой кошкой), или его сны – «Дурацкий сон», «Крепкий сон» или «Сон невесты»… Его рыбаки и охотники. И «Портной», очень сильно смахивающий на доброго и уютного, в круглых очечках и портновскими ножницами в руках хозяина небес…

- Ваш портной, похоже, собирается перекраивать мир?

Андрей Оразбаев: Нет. Он только-только по-новой кроит.

- То есть как по-новой?

А.О.: Видите, Земля еще без одежки, а он по наметкам начал кроить ей эту одежку. Вон уже вытачки наложил там, где Латинская Америка.

- А что можно читать в работе «Ворона»?

А.О.: Это просто наблюдатель за происходящим. С одной стороны, получается некая отстраненность в восприятии мира. Человек идет и не знает, что за ним наблюдают. Та же Ворона. А в общем-то, человек всегда под чьим-то наблюдением.

- На этой выставке, пожалуй, впервые много работ с национальными мотивами и темами. 

А.О.: Да, да. Есть такое. И вот музыка казахская все время звучала. Такой поворот в собственном мироощущении можно объяснить, может быть, осознанием нашей принадлежности к земле, к корням, которые здесь присутствуют. От этого никуда не денешься. Это есть. И с возрастом ты начинаешь эти чувства переживать сильнее. Не просто умом, а, скорее, на уровне ощущений. Конечно, прежде всего, именно чувств.

- Мне показалось, что на нынешней выставке больше работ с конкретным, вполне читаемым сюжетом, меньше абстрактности и сложного символизма.

А.О.: Согласен. В данном случае для меня более важной проблемой была работа с цветом. И я меньше копал вглубь, не философствовал, а брал определенную конкретную форму, и мои размышления превращались в композиции такого колористического толка. То есть мне было интересно понять, как цвета взаимодействуют друг с другом, то есть чисто эстетическая сфера. Колористика меня здесь больше занимает,  чем смысловая нагрузка. Сюжеты отчасти как бы остались прежними, только немного упрощены. Они более стандартизированы.

- Интересно жить художнику на земле?

А.О.: Я вообще думаю, что самое интересное на земле – это творчество. И по большому счету все люди должны этим заниматься.

- В принципе, творчество может иметь разное выражение. Не обязательно только через холсты.

А.О.: Конечно, конечно. Творческое отношение к жизни, к работе, к отношениям человеческим.

Я думаю, в этом весь Художник Оразбаев,  выставка работ которого сейчас работает в Художественном музее.

Поделиться
+1