"НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ СТАРАНИЙ, МАЭСТРО, НЕ УБИРАЙТЕ ЛАДОНИ СО ЛБА"

После месячного зарубежного творческого турне в Павлодар вернулся молодежный Центрально-Азиатский симфонический оркестр.

 

Событие неординарное, ведь впервые за всю историю культурной жизни Павлодара и области местный музыкальный коллектив успешно совершил зарубежное турне (в том числе и по странам Европы!) под эгидой Евросоюза, не используя ни одного тенге из госказны. Впрочем, юных музыкантов, уже успевших привыкнуть к почестям зрителей и вниманию зарубежных государственных лиц, в павлодарском аэропорту официально никто не встречал.

- Конечно, то, что я скажу, - мое сугубо частное мнение, - говорит руководитель международного молодежного оркестра, директор музколледжа В.П. ДЕНИСЕНКО. - К тому же вы, журналисты, обязательно скажете о его административной ангажированности. И все же для нас, музыкантов, торжественность встречи, официальные почести были бы ни к чему. Не за этим мы ехали в Европу. Тем более, что к концу поездки все мы очень устали. А руководство области для нашей поездки и вообще для реализации всего проекта сделало все от него зависящее. Ритм нашей работы  всегда был очень напряженным. По классическим канонам оркестры симфонической музыки формируются за годы, даже десятилетия. А нашему коллективу еще нет и года. В своем полном гастрольном составе мы играем всего несколько месяцев. Оркестранты из Астаны, Бишкека и Душанбе, которые присоединялись к основному павлодарскому составу из 20-25 человек постепенно, представляли разные музыкальные  школы. Хорошо, что нас объединяют традиции советского музыкального прошлого, в общем, неплохие. Помогло и знание всеми русского языка, в т.ч. и нашим дирижером Джерардо Колелла, который уже несколько лет работает в Центрально-Азиатском регионе. Здорово помогло нашему оркестру в гастролях и наличие у нас в колледже хорошего скрипичного отделения, руководимого подвижником своего дела Я.О. Касьян. Скрипачи, напомню, - основа любого симфонического оркестра. И хотя Яна Оганезовна и Джерардо Колелла имеют несколько разные представления о формах руководства музыкальным коллективом, о работе с юными солистами, они в нашей гастрольной поездке, дополняя друг друга, составили неплохой тандем. Выступление всем составом большого оркестра, имеющего статус симфонического, это качественно новый этап в нашей зарубежной концертной деятельности. Для каждого оркестра, в том числе именитых столичных, такие гастроли – всегда волнения, тревоги. Большинству наших солистов всего 15-17 лет, программа очень сложная: 2-я симфония Брамса, 4-я симфония Чайковского, Кориолан Бетховена и др. Всего оркестром было подготовлено четыре большие концертные программы, каждая примерно по часу-полтора. И в каждом выступлении мы исполняли разные произведения. Турне было непростым и климатически. В Душанбе мы выступали на городской площади    при температуре 54 градуса! Далеко не все легко переносят такую жару. В Европе было так душно и жарко, что для  некоторых наших слушателей даже вызвали скорую помощь. А наши ребята и девушки, несмотря ни на что, играли.

«НВ»: Сколько же вы дали концертов? Коллективы нашей областной филармонии – симфонический, джазовый оркестры, камерный хор и другие дают в год самостоятельно 5-6 больших концертов. А все остальное время у них репетиции.

Е. ГОРШКОВА, преподаватель музколледжа, ответственный секретарь международного музыкального коллектива:

- Только в Павлодаре, Аксу, Экибастузе наш оркестр выступал 12 раз. Поставили 3 оперы. А еще концерт в Астане, в университете  искусств, перед дипломатическим корпусом. В нашем зарубежном турне мы дали 10 концертов. В Караганде, Алма-Ате, Бишкеке, Иссык-Куле, Душанбе; затем в Европе – в Монтекатино, Бергамо, Терме, Флоренции, Ассизи и Брюсселе. Практически в 3 дня одно выступление. Плюс каждый день по 2 репетиции. Темп, конечно, очень напряженный. Думаю, «взрослым» коллективам выдержать его было бы непросто. А молодежь, сами понимаете, есть молодежь. 

Естественно, возникает вопрос о качестве игры оркестрантов. Музыка, тем более классическая, - тот жанр в искусстве, где критерии у массовой аудитории очень размыты. Поэтому нам очень было важно мнение специалистов. Профессионалы-музыканты – В.П. Денисенко, Д. Колелла, Я. Касьян, которые работали с оркестром, очень большое внимание уделяли росту его мастерства. Профессору консерватории из старинного итальянского  города Бергамо так понравилась игра наших оркестрантов, что он предложил установить самые тесные контакты с нашими учебными заведениями. Но сами понимаете, что это так быстро не решается.

В. ДЕНИСЕНКО: В Бельгии к нам подошел директор музыкального учебного заведения из Индонезии, который также пожелал с нами дружить. Не могу не сказать и о профессоре Душанбинской консерватории Л.А.Назаровой, автора фундаментальной работы «Культура Таджикистана ХХ - начала ХХІ века». С ней я когда-то учился в музколледже. Ну и конечно, говоря об оценке музыкантов-профессионалов, нельзя не сказать и о центральном звене нашего турне – участии в знаменитом международном фестивале молодежных симфонических оркестров во Флоренции. В этом году в нем приняли участие более 20 коллективов из самых  разных стран мира – Англии, Мексики,  Германии, США, Южной Кореи… Францию, например, представляли студенческие оркестры знаменитой Сорбонны и консерватории Руана, Турцию – национальная юношеская филармония и т.д. В общем, цвет мирового молодежного классического искусства. И как нам объяснили организаторы  фестиваля, большинство этих молодежных симфонических оркестров – постоянно действующие, на основе поддержки государственных и частных структур. И если бы нам удалось добиться такого же статуса хотя бы в летне-осенний период, было бы здорово. А еще организаторы флорентийского фестиваля нас обрадовали тем, что за все годы работы этого форума мы на свой концерт собрали, по их подсчетам, самую большую аудиторию - в несколько тысяч человек. По мнению специалистов, наш оркестр может дать «фору» многим «взрослым» коллективам. Итальянская публика весьма своеобразная. В этой стране, по сути, родилась классическая музыка. Итальянцы очень музыкальны. Верите ли, но за несколько дней гастролей в этой стране у нас появились поклонники, которые на своем транспорте сопровождали нас по всему маршруту. И после каждого концерта они не отпускали наших студентов; интересовались их учебой, формой игры и т.д. Конечно, мнение профессионалов было очень важно. Но для нас было значимо и мнение рядовых слушателей. Очень многие наши бывшие соотечественники из других стран СНГ, особенно из России, Украины, удивлялись, почему мы не гастролируем у них. Встречали мы за рубежом и наших казахстанцев, которые были горды за нас.

«НВ»: Полагаю, залы, где вы выступали, были на уровне в отношении акустики? У нас-то, к сожалению, с этим большая проблема.

В. ДЕНИСЕНКО: Мы выступали как в залах филармоний, так и на площадях. Особенно  мне запомнилась игра на Соборной площади во Флоренции. И представляете, площадь так искусно сооружена, что мы не пользовались микрофонами, а нас все хорошо слышали. Я уже успел прочитать в вашей газете, что аким области Е.М. Арын принял решение о строительстве в Павлодаре современного концертного зала. Большое ему спасибо. Для музыкантов это большой подарок. Ну а с инструментами у нас на гастролях все было в порядке. Контрабасы и ударные, как это и принято, мы заимствовали у местных музыкантов. Правда, с ними были некоторые проблемы в Алма-Ате и Бишкеке. Но, в общем, все в порядке.

«НВ»: А где жили юные оркестранты во время гастролей?    

В.П.Денисенко: Наиболее приветливо нас встретили в Душанбе. Поместили в самом лучшем  пятизвездном отеле, куда мы вошли под торжественные звуки карнаев. Таджикские коллеги во главе с министром культуры Мирзошрухом Асрори создали для  отдыха и работы нашего оркестра все условия. А наш концерт на площади, где присутствовало более тысячи зрителей и весь дипломатический корпус, стал для душанбинцев большим событием. Везде при малейшей возможности, мы стремились познакомить студентов с местными достопримечательностями. Благодаря помощи друзей из Евросоюза наши ребята даже осмотрели здание Европарламента. Естественно, бывали в музеях. Искупались в Иссык-Куле. Не буду скрывать, кое-где к нам отнеслись с некоторым холодком, что ли, с оттенком зависти или чего-то еще. Один из ветеранов- педагогов карагандинского музколледжа сказал: «Когда-то наше учебное заведение было одним из лучших в стране. А сегодня благодаря нашим бывшим директорам мы практически без своего здания. Не говоря уже обо всем остальном. А у вас вот – зарубежные гастроли. Счастливчики…». Кстати, в Караганде нам большую помощь оказал директор местного музтеатра А. Ибраев, сын которого учится у Я.О.Касьян и тоже гастролирует.

Я. КАСЬЯН: В будущем все же на таких гастролях я бы большое внимание уделила повышению статуса оркестрантов. Уважаемый мной Д. Калелло очень требователен к ним. Может, так и надо. А я, возможно, потому, что с самого начала работаю с этими ребятами, и все студенты  мне как родные дети, думаю чуть по-другому. Хочу, чтобы они во всем ощущали больше комфорта.

«НВ»: Итак, первые зарубежные гастроли оркестра завершились. Какие выводы и планы?

В. ДЕНИСЕНКО: Хотелось бы, чтобы оркестр продолжил свою работу. Но это зависит не от меня. Вот скоро приедет Д. Каллело, будем думать, обращаться к руководству. Надо работать и смелей  гастролировать. И еще надо изучать языки – английский, итальянский. В целом же я счастлив, что дожил до этих дней.

Я. КАСЬЯН: Я надеюсь, что наши успехи будут отмечены на августовском совещании. У меня еще в планах создание профессионального ансамбля скрипачей в составе нашей филармонии. Я уже не раз обращалась в управление культуры, в дирекцию филармонии. Обещали подумать. Наши будущие оркестр и ансамбль не посрамят честь Казахстана и Павлодара и достигнут новых творческих высот.

Поделиться
+1