-… Отдыхать всегда хорошо, - говорит Виктор Валентинович Аввакумов, директор - художественный руководитель театра им. Чехова. – Но уж такова природа людей театра, да и вообще искусства, что даже во время летнего отдыха они думают о своей работе.
В прошлом сезоне из-за не совсем ответственного отношения одного из приглашенных режиссеров мы не смогли показать спектакль по пьесе Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Такое у нас, увы, тоже бывает. Но время и некоторые средства мы затратили. Да и зрителю пообещали. И вот во время отпуска я решился на собственную сценарную и режиссерскую проработку этой пьесы. Теперь мы постараемся дать ей сценическую жизнь в нашем театре.
«НВ»: Для павлодарских любителей театра каждая премьера «чеховки» - событие. И тем более по пьесе Сухово-Кобылина, автора загадочных произведений и человека с неординарной биографией. Что это будет?
В. АВВАКУМОВ: Из классики я как режиссер в основном обращаюсь к Островскому. Он мне ближе. А вот Чехов и Сухово-Кобылин – это уже несколько другое. Может быть, я и не решился бы на эту постановку. Но, как говорится, был поставлен перед фактом. Во-первых, мы поставили это произведение в жанре фантасмагории. Во-вторых, в спектакле будут задействованы многие ведущие актеры. Главную роль будет исполнять Р. Шарипов. В-третьих, я все же нашел «свою» основную линию постановки, которую теперь мы реализуем на сцене. Несмотря то, что большинство героев пьесы – персонажи отрицательные, в спектакле они у меня люди по-своему интересные; в какой-то мере их можно понять. На этом пока, пожалуй, все о будущем спектакле. Давайте лучше я немного расскажу о театральной жизни Омска, где во время своего нынешнего отпуска обнаружил немало для всех нас, театралов, интересного. В Омске, давно уже городе-миллионнике – наберется примерно с десяток профессиональных, особо подчеркну: имеющих статус репертуарных - театров. Это, конечно, академический театр драмы, который в свое время меня приглашали возглавить. Но я остался в Павлодаре. У руля этого омского театра стал бывший директор Петропавловского русского драмтеатра, а затем начальник облуправления культуры Ф.П. Лопухин. Сейчас он министр культуры Омской области. С омским академическим драмтеатром у нас неплохие связи, мы постоянно обмениваемся опытом. Они перенимают наш опыт по выпуску рекламы, своей газеты…
«НВ»: А вы что-то перенимаете у них?
В. АВВАКУМОВ: Конечно. На сегодня омский академтеатр – один из лучших в России, обладатель не одной «Золотой маски». Меня заинтересовали некоторые организационные моменты, на первый взгляд, малозначительные, но в общей стратегии действенные. Вы обратили внимание, что перед началом спектакля и в антракте через телемониторы мы показываем рекламные ролики из разных наших спектаклей - это мы переняли у омичей. В ходе этой же поездки в Омск, по примеру омских коллег, я решил поставить еще один спектакль Мольера. У омичей он называется «Школа лжи». А у нас он будет называться «Скупой». Этот спектакль дополнит нашу «мольериаду». Хочу отметить, что и многие именитые театры часто при составлении репертуара опираются на опыт провинциальных театров. Не так давно руководители алматинского академтеатра им. Лермонтова Р. Андриасян и А.Якушев на страницах одного издания признали, что именно после просмотров репертуара павлодарской чеховки они поставили у себя и «№13», и «Вассу», и «Зверя», и «Продавца дождя». Так что процесс этот взаимный.
«НВ»: Какие еще омские театры вы «изучили» в своем трудовом отпуске?
В. АВВАКУМОВ: «Галерку», театр комедии, оперы и балета, «Пятый театр», театр-студию Ермолаева и т.д. С работой большинства этих творческих коллективов в общем я знаком. Могу сказать об определенных тенденциях в их деятельности, которые я пытаюсь использовать у себя. Например, сейчас в России многие театральные коллективы переживают непростые времена. Говорят, что это кризис репертуарных театров. Такое мнение высказывают известные деятели культуры - О.Табаков, А. Ашимов, Г. Волчек. Репертуарные театры немобильны и затратны, и это приходится признать. Вот в Омске «Пятый театр», театр-студия Ермолаева сегодня не в самом лучшем состоянии. И они, к сожалению, не меняются. Сейчас «Пятый театр» готовит премьеру «Летят журавли», по традиционным режиссерским схемам. Помните знаменитый фильм 60-х годов? Уверен, этот спектакль не будет иметь особого успеха. И у себя я такие спектакли не поставлю. Извините, сейчас время другое! На Западе для каждого спектакля набирают актеров на конкурсной основе. Да, это европейская специфика. Но такой подход лучше, чем наша «прикрепленность» актеров к одному театру на долгие-долгие годы. При том, что бывает, и актер, и театр давно не находят общего языка и даже в тягость друг другу. Да, у нас на постсоветском пространстве своя специфика. Но все же надо думать, искать! Все своеобразные, можно сказать, экспериментальные поиски нашей «чеховки» проходят в этом русле.
«НВ»: О расширении границ и форм творчества и необходимости гастролей наших артистов говорят многие казахстанские деятели культуры. Сейчас первой ласточкой стали зарубежные гастроли созданного на базе павлодарского музколледжа Центрально-Азиатского молодежного симфонического оркестра.
В. АВВАКУМОВ: Да, этот проект с участием руководителя музколледжа В.П.Денисенко и его команды для всех нас неплохой пример. В Европе такие гастроли - норма. Со временем так будет и у нас, хотя это весьма непросто. Я бы с удовольствием принял у себя ряд известных омских актеров. Но они больше ориентированы на дальнее зарубежье, на Европу. В ноябре состоятся гастроли «чеховки» в Астане. Там мы с коллегами продолжим разговор о создании холдинга, может, и с Алма-Атой что-то завяжется. Правда, она далековата, это тоже преграда. А то мы бы с удовольствием поработали с такими актерами, как Лебсак, Толоконников и др.
«НВ»: На страницах нашей газеты выступил организатор и руководитель, теперь уже бывший, молодежного театра «Промень» и одновременно актер «чеховки» Д. Аверьянов. И он как бы упрекнул ваш театр в том, что ваши актеры не очень интересуются самодеятельным молодежным театром, хотя «Промень» очень нуждается в помощи «старших» товарищей, профессионалов.
В. АВВАКУМОВ: У меня отношение к «Променю» неоднозначное. Конечно, хорошо, что молодые люди пытаются заниматься творчеством, живут полнокровной духовной жизнью. У нас есть и другие театральные кружки, которые возглавляют Запруднева, Хазиева, Репин. Они мне больше импонируют. Цель этих небольших кружков – выявление одаренных людей, с божьим даром. Их мы можем пригласить на массовку, затем во второй состав, дадим направление в институт и т.д. Вот «Промень» вдруг объявил себя театром, проводит наборы, обучает теории, актерскому мастерству. А кто педагоги-то? Им самим бы поучиться еще. С самого начала актерскому делу надо учиться профессионально. Иначе можно погубить божий дар. Таково мое суждение.
«НВ»: Профессиональная певица С. Немолочнова в нашей беседе неплохо отозвалась о последних постановках «Променя», да и не она одна. К тому же «Промень» недавно получил статус народного театра.
В. АВВАКУМОВ: Каждый имеет право на личное мнение. То, что «Промень» получил звание «народного», показывает, что он развивается как художественная самодеятельность, которая, конечно, тоже нужна. Мало того, я сам когда-то ими руководил. Но, повторюсь, профессионально театральному делу с самого начала надо учиться по-серьезному. Сейчас в Павлодаре с каждым годом все больше выступлений подлинно профессиональных коллективов. Для них создаются условия, подбираются кадры, будет строиться концертный зал. В той же Алма-Ате, Астане, Омске даже на праздниках в основном выступают высокопрофессиональные коллективы. Это веление времени.
«НВ»: Безусловно, с вами трудно не согласиться. И в заключение: каких премьер нам ждать в новом, 69-м театральном сезоне?
В. АВВАКУМОВ: 19 сентября состоится премьера спектакля «Предложение» Чехова. 11 октября - премьера «Женитьбы» Гоголя; в начале ноября – «Смерть Тарелкина», или как мы называем этот спектакль, - «Оборотень». Затем - «На бойком мосте» Островского и «Скупой» Мольера. Во второй половине года больше внимания уделим современной европейской драматургии. А еще в этом сезоне постараемся восстановить «Чайку», «Три сестры» и «Мертвые души». Конечно, будет не просто, наши актрисы Н. Белова и Н. Ананьева, задействованные в ряде спектаклей уходят в декретный отпуск. Это тоже наша жизнь. И еще, надеюсь, театральный коллектив пополнится актером или из Астаны, или из одного из городов России.
«НВ»: Спасибо за беседу. Желаю успеха в новом театральном сезоне!