Театр Чехова-69

Что было? Что будет? Чем дело кончится? Чем сердце успокоится? Гадать о предстоящем, 69-м, сезоне театра им.Чехова - дело, может, и бессмысленное, но уж больно интересное. Разговор об итогах прошлого сезона, о будущих премьерах и замыслах - не в шатре гадалки, а в кабинете директора и художественного руководителя театра Виктора Аввакумова. Всегда любопытно, какие прогнозы сбудутся…

 

По ком стучит оборотень?

- Виктор Валентинович, с каждым сезоном театралы ждут новых впечатлений. Какие премьеры они увидят?

- В первой половине сезона намечаются четыре премьеры. Из одноактной пьесы Чехова «Предложение», которой откроется сезон 21 сентября, Дмитрию Доморощенову удалось сделать полноценный большой спектакль, наполненный песнями и танцами. Нашей задачей было, и, надеюсь, мы с этим справились, сделать пьесу в жанре классического русского водевиля. То есть актеры будут петь вживую! Таким ярким будет начало сезона.

В параллель этому спектаклю мы завершаем работу над гоголевской «Женитьбой». Эта знаменитая пьеса не выходит из репертуаров уважаемых театров, и мы представим свою трактовку произведения. Наш московский режиссер Игорь Меркулов всегда непредсказуем, и подходы, которые он использует в своей постановке пьесы, не банальны и удивляют меня самого. Думаю, на этом спектакле скучно не будет!

- Уже по репертуару на первый месяц видно, что сезон будет изобиловать легкими жанрами: в афише указаны пять комедий, водевиль и только одна, уже известная, фантасмагория «Зверь». Это специальный прием для привлечения зрителей?

- Конечно. Сначала мы всегда стараемся развлечь публику, дать ей отдохнуть. И уже в середине сезона начинаем со зрителем серьезный разговор на какие-то темы.

Поэтому далее мы приступим к работе над спектаклем «Оборотень» по мотивам пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Она сложна для постановки, для восприятия, до сих пор вызывает массу вопросов: что хотел сказать автор?

- Так много вариантов ответов?

- По поводу того, что Александр Васильевич этой пьесой поставил точку в своем творчестве, литературоведы сломали немало копий и перьев. Но это так и осталось загадкой. В пьесе очень много переплетений проблем и тем, которые между собой как бы не стыкуются. И в то же время в сюжете возникает обыкновенный пустячок: человек решил обмануть кого-то и за это поплатился. То есть прослеживается классический постулат, известный по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»: захотел быть умнее кого-то, а оказался не таким уж умным. Почему эта пьеса востребована, почему ее берут в московских, в питерских театрах? Ее каждый ставит по-своему, и каждый берет какую-то проблему в пьесе и вытаскивает то, что ему хотелось сказать зрителю. Она, такая неоднозначная, как лакмусовая бумажка для режиссера. Успешно поставил - молодец! Можно браться за Достоевского.

Что бы я хотел сказать пьесой, что я в ней вижу как постановщик? Среди нас сейчас появляются Тарелкины, которые стучатся в душу. И формула спектакля - опасность и беспечность. Мы проявляем беспечность и не обращаем внимания на опасность действий так называемых тарелкиных, которые за счет обмана, шантажа, взяток добиваются корыстных целей. И мы их прощаем. По моему замыслу Варравин, которого хотел обмануть Тарелкин, прощает его. И мы его отправляем дальше. Сюда, к нам. И он может прийти и постучаться к кому-то из нас. Спектакль о дефиците совести и ответственности, о внутренних проблемах человека.

- В общем, посмеяться не получится…

- Да, хотя у Сухово-Кобылина это комедия-шутка, но это будет смех сквозь слезы.

- Судя по названию «Оборотень», у вас она будет мистерией?

- Почти. Я ставлю ее как фантасмагорию. Там будет мистика и не будет того смеха, который звучит на постановках пьес Рэя Куни. Скорей улыбка жалости: зря ты так… И мысль о людях, которые достойно выполняют свою работу, но, как бы ни отдавались труду, все равно остаются голодными. Над ситуациями, когда голодные люди жадно едят, не хочется смеяться.

- Это затрагивает уже большую часть населения.

- Вот именно. А в сцене, когда Тарелкин, инсценировав собственную смерть, на похоронах наслушается о себе много плохого и выступит с монологом над гробом, - его становится жаль! Он впервые искренен перед самим собой! Тарелкин переступил через категории нравственности, пошел на обман, шантаж, и тут вспомнит время, когда он был чист. И задумается, правильно ли он поступил. Он уходит на какую-то пронзительную высоту после тех низких поступков… К сожалению, длится это недолго, в течение одного монолога. Но на этом моменте будет много зрительских слез. В каждом злодее должно быть что-то еще, кроме зла.

Следующий спектакль, который мы запустим после «Оборотня», будет постановка «Бешеные деньги» по Островскому. Потрясающая пьеса, настолько она актуальна сейчас! Когда Островский писал ее, он еще не знал, как ему относиться к новой человеческой формации - дельцам, воротилам. Его главный персонаж - энергичный молодой человек, который умеет зарабатывать деньги, - автору глубоко симпатичен. Но пьеса не об этом. «Бешеные деньги» - это не деньги, заработанные каким-то нечестным путем. Это деньги, которые руководят человеческим поведением. И в данном случае руководят нами. Вот о чем пьеса. Главный персонаж Васильков полюбил Лидочку - а она в бюджет не помещается! В конце концов он ее безжалостно сломал и вбил в бюджет! А куда ж вписать человеческую душу: в дебет или в кредит? Пьеса о сегодняшнем дне, о наших потерях, обретениях, о том, что с нами происходит, где истинные ценности, где ложные.

 

Те же и… эксперименты

- В прошедшем сезоне у театра были и потери, и победы. Несмотря на уход двух актеров труппа смогла взять Гран-при в театральном фестивале за спектакль «Без слез, без жизни, без любви», где как раз и были произведены срочные замены. Известна ли вам судьба покинувших труппу актеров, и приняли ли новых после их ухода?

- О судьбе ушедшей супружеской пары нам не известно. Они ушли в такой ответственный момент, что все обиделись. Ситуация была такая, что не поехать в Саранск мы не могли. Ерлан Мухтарович нашел деньги, чтобы мы выступили за Казахстан на международном фестивале, за нас поручилась известная театральная критикесса, и мы не могли подвести. Поэтому уход актеров был ударом для всех нас. Но мы справились. Оперативно ввели замену за две недели до выступления. Но и позже вакантных мест мы не открыли, ввели замены и в другие постановки, где были задействованы Кокарев и Деревянкина. Более того, сейчас две актрисы готовятся выполнить свой материнский долг, почему в первую половину сезона мы поставили так много премьер. Спектакли с участием этих актрис начнем выпускать уже после новинок, где они не могли быть задействованы.

- А будут ли новые имена среди режиссерского состава?

- Мог быть новый режиссер из Санкт-Петербурга... Но поскольку с задачей, возложенной на него, он не справился, решили обойтись проверенными людьми. И сейчас я настолько рад тому, что в трудные времена наш коллектив прошел проверку, что собираюсь весь сезон пройти с этими проверенными людьми, без новых вливаний.

- Как же без молодых и смелых? Ведь та же Малая сцена до сих пор не открыла свою экспериментальную площадку, как вы каждый год обещаете…

- В прошлом сезоне Дмитрий Доморощенов уже готовил постановку к выступлению на Малой сцене, набирался даже целый репертуар. Но из-за необходимости срочной замены поступился своими режиссерскими планами и поехал на фестиваль в Саранск. К Диме тянутся и молодые, и зрелые актеры, так что Малая сцена обязательно заработает в этом сезоне!

- Будем ждать. А каков основной прорыв прошедшего сезона?

- К сожалению, не все задачи, которые я определял в прошлом году, в точности сбылись. Приходилось ставить иногда не те спектакли, которые задумывал. Однако выступление на Международном фестивале русских драматических театров в Саранске стало настоящим прорывом. Несмотря на актерские замены, несмотря на то, что фестивальная сцена не располагала кругом, чтобы поворачивать декорацию-мост, несмотря на то, что к Казахстану после предыдущего выступления и провала столичного театра у жюри было недоверие. Мы решили проблему с актерами, мы вместо круга использовали техников, которые поворачивали мост в образе бурлаков - что вызвало восторги критиков. И мы подняли зал на ноги. Нам аплодировали стоя еще двадцать минут после спектакля. Хотя, боже мой, какие звезды играют в театрах, с которыми мы сражались! После этого Павлодар хоть перестали путать с Павлоградом каким-нибудь (смеется).

- Фестивальная деятельность продолжится?

- Обязательно! Сначала мы с ответным визитом съездим в ноябре на гастроли в Астану, поскольку столичный театр им.Горького выступал у нас в прошлом сезоне. А в июне, как закончим сезон, отправимся в Екатеринбург - тоже на международный театральный фестиваль. Благо денег просить уже не нужно будет. Проживание оплатят организаторы, а на дорогу и транспортировку декораций сами заработаем. А уже через год поедем в Одессу, и в пику их «Дяде Ване», который они показывали в Саранске, привезем своего! Надеемся их удивить.

- Планов громадье!

- Чем выше риск, тем ярче результат! Каждый новый сезон - это всегда сезон поисков, открытий, поражений и побед. Театр жив, пока он вызывает полярные чувства и споры между критиками и доброжелателями. И мы готовы ко всему.

 

Беседовала Юлия Максимова,

фото Александра Михайловского

Поделиться
+1