'АИДЫ' ЕЩЕ НЕТ, НО КОЕ-ЧТО УСПЕЛИ

На днях в Павлодаре с успехом прошел международный фестиваль  оперного и балетного искусства «Шахимардан приглашает друзей».

Ш. Абилов, руководитель проекта:

- Кажется, совсем недавно в этом же здании ГДК мы открывали наш фестиваль. Говорили о планах. Например, о моей большой мечте - постановке «Аиды» Верди на берегу Иртыша по аналогии с постановкой когда-то этой великой оперы на берегу Нила. А прошло уже девять лет…

«НВ»: «Аиду» вы еще не поставили. Но состоялось девять фестивальных сезонов, каждый из которых по-своему интересен и неповторим.

Ш. Абилов: Были и есть у нас, конечно, и свои проблемы, недостатки. О них тоже надо говорить. Но все же позитива больше. Самое главное - мы познакомили павлодарцев с самым широким кругом музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов. Сотни интереснейших исполнителей! В прошлом году в Павлодаре был один из лучших в СНГ, да и в Европе виолончелистов, заведующий кафедрой Московской консерватории им. Чайковского профессор И. Гаврыш. А до этого со сцены концертного зала нашего музколледжа своими мыслями об искусстве делилась профессор К. Новиченко, педагог-наставник одной из самых востребованных в оперных театрах мира российской прима-солистки Нетребко. Музыканты Павлодарского музколледжа гордятся тем, что в стенах их альма-матер несколько десятилетий назад проводил мастер-класс сам Святослав Теофилович Рихтер. И весьма приятно, что с помощью нашего фестиваля мы смогли продолжить список имен известнейших музыкантов, побывавших здесь. Многие наши фестивали  были посвящены разным событиям. Например, юбилею великого Абая, казахстано-российской дружбе и т.д. Нынешний наш музыкальный форум посвящен 140-летию Ф.Шаляпина, 120-летию С-М. Торайгырова и 20-летию тюрксоя. Кто приехал в этом году? Это, прежде всего, конечно три замечательных баса – ведущий солист сербского национального театра в  г. Нови-сад Бронислав Ятич, народный артист Украины  С. Ковнир, солист Большого театра Белорусский О. Мельников. Впервые  участником нашего музыкального форума стал главный дирижер Красноярского театра оперы и балета народный артист России А. Чепурной и др. Если некоторые гости у нас не первый раз (например, Н. Султанов, народный артист России В. Ефимов), то для других (ведущего солиста государственного оперного театра г. Самсун Озер Ондеса, солистки театра и балета  Башкортостана  Р. Аминовой, упомянутых выше басов) выступления на сценах Павлодара премьерные. Конечно, в Павлодар приехала и большая группа артистов двух казахстанских оперных театров. Это Д. Хамзина, заслуженный деятельно культуры РК, Т. Даурбаева, лауреат международных  конкурсов пианист Д. Есимханов, лауреат госпремии «Дарын» Ж. Габдуллина, ваш земляк и мой близкий друг Сергей Костевич – участник практически всех девяти фестивалей. На предыдущих  фестивалях у нас обязательно присутствовали музыкальные критики. Валерий Иванов из Самары. У себя на родине он публиковал в «Самарских известиях» и др. журналах и газетах серии статей о культурной жизни казахстанцев. В этом году уже и в качестве музыкального критика в Павлодар приехал сербский певец Б. Ятич. В музыкальном  колледже состоялась презентация его книги «Шаляпин против Эйфелевой башни», где Бронислав, опираясь на переписку певца с дочерью, а также на материалы его творческого сотрудничества с Сергеем Рахманиновым, попытался раскрыть новые  грани творчества Шаляпина. Презентация книги сербского музыкального критика и певца в Павлодаре, будем надеяться, даст толчок развитию музыкальной и театральной критики, которой у нас в городе как таковой еще нет.

Павлодарский симфонический оркестр был создан практически в то же время, когда начал делать первые шаги и наш фестиваль. Теперь мы помогаем коллективу Б. Рахимжанова в сложном процессе становления, развития в непростых для искусства условиях нашего города. Конечно, то, что Болат Сагатович постоянно работает со своим коллективом - хорошо. Но то, что другой, весьма опытный дирижер А. Черпурной в течение нескольких дней провел своеобразные мастер-классы для наших музыкантов, думаю, заметнее повысит уровень павлодарского симфонического оркестра. Нынешний год стал этапным в деле укрепления творческого содружества фестиваля  и павлодарских солистов и коллективов. Я имею в виду постановку нами оперы  Е. Рахмадиева «Камар-сулу» по роману С-М. Торайгрова.

«НВ»: Здесь, наверное, стоит напомнить, что «Камар-сулу» - произведение  о трагической любви девушки Камар и ее возлюбленного Ахмета – наряду с романами Спандияра Копеева «Қалын-мал» и Мыржакыпа Дулатова «Бақытсыз Жамал» положило начало развитию  этого жанра казахской литературы.

Ш. Абилов: Совершено верно. А наш патриарх музыкального искусства недавно ушедший из жизни композитор Еркегали Рахмадиев по мотивам романа «Камар-сулу» написал прекрасную оперу. Мы в год 120-летия С-М. Торайгырова поставили в Павлодаре эту оперу. Ее на казахском языке пели артисты пяти разных стран мира – это событие, без всякого преувеличения, общереспубликанской и даже, можно сказать, мировой значимости. То, что в силу ограниченности времени, мы оперу поставили в концертном  варианте, нисколько не снижает ее значимости.

«НВ»: Но было бы еще лучше, если бы к постановке этой оперы, наряду с нашим симфоническим  оркестром и камерным хором (руководитель М. Жармагамбетова) привлекли хотя бы отдельных солистов Павлодарского музтеатра.

Ш. Абилов: Возможно, но не все сразу. Вспомните, несколько лет назад постановки опер на сцене ГДК осуществлялась сугубо силами алма-атинских  и карагандинских  артистов. А сегодня ситуация постепенно меняется.

«НВ»: Активное участие  в работе вашего фестиваля принял генеральный секретарь международной организации тюркской культуры – тюрксой Дюсен Карабаевич Касеинов. Кстати, в интервью «Голосу России» он назвал Павлодар городом, где пройдет серия мероприятий, посвященных 20-летию тюрксоя.

Ш. Абилов: Постановка оперы «Камар-сулу» - тому подтверждение. Вот так Павлодар становится одним из городов мировой тюркской культуры. Дюсен Карабаевич многие годы был министром культуры нашей страны. А сейчас  он во главе тюркского ЮНЕСКО. И я, надеюсь, что его богатый зарубежный и отечественный опыт поможет и нашему фестивалю.

«НВ»: Рекламы о вашем фестивале и на этот раз практически не было. Вследствие этого зал ГДК, кстати, не приспособленный для концертов классической музыки, был заполнен в основном  студентами.

Ш. Абилов: То, что молодежь слушает классику, прекрасно. Ну а то, что нет рекламы – не хватает у меня сил. Помощников маловато. А новый современный концертный зал все же будет. «Аиду» еще не поставили, но кое-что успели. Это наша основа.

Своим мнением о фестивале поделились его участники и зрители.

Б. Ятич, солист Сербского театра: Я рад, что приехал. Условия здесь прекрасные. Если бы только еще хороший зал  с достойной акустикой. Иначе голос можно потерять. Главное – долголетие фестивалю, чтобы и через 20-30 лет он продолжал работать. А еще мне понравился ваш музколледж – прямо европейский уровень.

В. Ефимов: Я на фестивале уже второй раз. Мне по душе ваш город – чистый, без стрессов, почти как курортный.

Э. Сакавов: Я один из самых молодых участников  фестиваля. Но в Павлодаре далеко не первый раз. Приезжал  сюда еще студентом консерватории по классу Ш. Абилова. Сейчас - в магистратуре. Недавно здесь пел в опере «Колокольчик», поставленный Д. Каллело. Хотел особо выделить ваш  музколледж и его директора. Я сам из Киргизии, постоянно бываю в разных городах. И без всякой натяжки скажу, что директор колледжа В.П. Денисенко – это особенный, исключительно замечательный руководитель музыкального учебного заведения. Подвижник, фанатично преданный своему делу. А таких руководителей не так много.

Е. Бережная, музыковед: Прекрасно, конечно, что есть такой фестиваль. Вот только жаль, что он всего 3-дневный. А дальше, увы, – концертная афиша пуста. Почему бы не расширить  границы фестиваля, увязать с другими концертами?

С. Немолочнова, певица: Я успела посмотреть лишь два концерта. Запомнилось выступление пианиста Д. Есимханова – представителя ганноверской фортепианной школы Крайнева. Прекрасная игра и особенно его мастер-класс. Только жаль, что наше концертное колледжное фортепиано никудышнее, что отметил Д. Есимханов.

«НВ»: Кстати тоже самое года два-три назад при прежнем акиме говорила Ж. Аубакирова. Тогдашний руководитель региона, который присутствовал на ее мастер-классе, обещал помочь. Но – не случилось.

Поделиться
+1