Весьма необычное поселение уже несколько лет существует в Павлодарском районе, недалеко от маленького села Даниловка.
Въезжающих сюда гостей встречает билборд с надписью «Поселение родовых поместий «Родная земля», а с другой стороны вывеску украшает жизнеутверждающее заявление «А на земле быть добру». Честно говоря, когда нам рассказывали о людях, которые здесь живут, в разговоре промелькнуло страшное слово «сектанты», поэтому у первых встреченных нами местных жителей мы спросили, где здесь найти некую общину. На что улыбчивая женщина нам ответила:
- Никакой общины здесь нет, здесь есть экопоселение.
Это самое экопоселение пока представляет собой несколько разбросанных по степи домов. Однако наши собеседники - супруги Людмила и Советхан - рассказали, что земельные участки в этом месте оформили на себя в общей сложности двадцать восемь семей, и со временем здесь вырастет настоящий город-сад.
- Мы совместно искали место для поселения еще семь лет назад, - говорит Советхан, - приехали сюда, осмотрелись, устроили небольшой пикник, посовещались и решили, что остановимся здесь. Сейчас несколько семей уже закончили строительство домов, живут здесь постоянно, а мы пока только возводим свой дом и живем в городе. Начинали буквально с колышков в голой степи. Кто-то быстрее построил жилища, так как средств больше, у нас ведь здесь и предприниматели есть, а кто-то, как мы, потихоньку строит. Опыта в возведении домов у нас нет, конечно, но стараемся, учимся, помогаем друг другу. Мы уже и кедры высадили, и вишневый сад разбили. А у соседей, глядите, какие тополя поднялись.
Родовые поселения для нас в диковинку, хотя в Казахстане пара-тройка уже имеется, а вот у россиян таких и вовсе насчитывается больше сотни. Идея их создания принадлежит российскому писателю Владимиру Мегре, автору серии книг «Звенящие кедры России». Согласно его наставлениям, родовое поместье должно располагаться на одном гектаре земли, так как именно на такой площади можно создать самовосстанавливающуюся экосистему. Территорию необходимо обнести живой изгородью, разбить сад и огород, построить дом, баню, колодец и прочие необходимые для автономной жизни объекты - и все своими руками. В перспективе у экопоселения может быть собственная больница, школа, места развлечений и так далее. Жители такой деревни ведут здоровый образ жизни, нередко являются вегетарианцами или сыроедами, используют возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологии, не применяют химические удобрения, утилизируют мусор по определенной системе и стараются не мешать соседям ни шумом, ни какими-то другими путями.
Надо сказать, что идеи господина Мегре, как, впрочем, и художественное содержание его литературных произведений, не единожды подвергались критике, поскольку несут в себе некоторую долю мистики. Неодобрительную оценку дают им представители Русской православной церкви. К тому же, жители поселений, называемые «анастасийцами» (по имени превратившейся в культ главной героини книг Мегре - живущей в тайге вымышленной девушки-отшельницы Анастасии) часто практикуют такие спорные мероприятия, как, к примеру, домашние роды.
Хотя павлодарские экопоселенцы не отрицают, что разделяют взгляды российского писателя, они утверждают, что никакой мистики и странных ритуалов в их загородной жизни нет.
- Как реагируют люди, когда узнают, как вы живете?
- Пугаются, - говорит Людмила, - считают, что мы некая религиозная секта или вроде того. Людям достаточно узнать, что жители родовых поселений часто практикуют вегетарианство, чтобы относиться настороженно. Да, у нас есть те, кто отказался от мяса, но мы, например, пока его едим. Среди наших соседей - самые разные люди - и молодые, и пенсионеры, как мы с мужем. Вот, к примеру, в соседнем доме обитает молодая семья, хозяин работает в городе, но живет здесь, каждый день ездит на работу. Правда, зимой здесь постоянно проживать пока не получается - все заметает, дороги нет. Обещают, что нам и с дорогами помогут, и с электричеством, новыйаким района к нам приезжал, да вот только дело пока дальше обещаний не идет.
- Разве хорошо в городе жить? - подхватывает Советхан. - С нашей-то экологией. Какое количество людей умирает от рака, от других болезней, спровоцированных загрязнениями. Я тридцать лет отработал на заводе и крепким здоровьем похвастаться не мог, а сейчас, когда провожу много времени здесь, замечаю, как улучшается мое самочувствие. Ведь об этом и президент наш говорит, что каждый должен получить землю и засадить ее. Тему родовых поселений, кстати, активно поддерживает его младшая дочь Алия Назарбаева, она даже сняла об этом фильм.
У постоянно проживающих здесь семей есть дети, которые, как нам рассказали, учатся в городе. Впрочем, экопоселенцы мечтают, что в Даниловке в будущем восстановят старую школу, до которой от родовых поместий рукой подать. На форумах, посвященных обсуждению идей Владимира Мегре, мы прочитали, что некоторые особенно рьяные его последователи считают «злом искусственного мира» самые обычные конфеты, мол, они впоследствии приведут к детским болезням, которыми в свою очередь воспользуются врачи, чтобы выкачать силы и деньги из их семей. Поэтому, утверждают «анастасийцы», детей нужно потчевать не конфетами, а «мёдиком, которым угощают нас пчелки» и вообще всевозможными способами отговаривать их от жизни в городах.
Впрочем, те, кто бросается в крайности, находятся всегда, и судить обо всех по отдельным фанатикам не стоит. Павлодарские жители родовых поместий подобного впечатления, к счастью, не производят.
- А если дети ваших соседей, скажем, захотят жить в городе? Неволить не станете?
- Конечно, нет, - отвечает Людмила. - К примеру, мои дети, хотя они, конечно, уже взрослые, поначалу не понимали нашего желания жить за городом, но сейчас часто приезжают и помогают нам, хотя перебираться сюда не планируют. Надо сказать, маленьким детям здесь тоже очень нравится, они с удовольствием проводят время за городом.
Жители родовых поместий, к слову, не отказываются от благ цивилизации - в тех домах, где есть электричество, имеются и телевизоры, и Интернет. То есть, если верить самим поселенцам, отшельниками стать они не стремятся, а просто-напросто желают быть здоровыми и максимально приближенными к природе со всеми ее естественными проявлениями. Что ж, в этом ничего плохого нет.
Людмила и Советхан уверены, что количество их соседей со временем будет расти и множиться, так как проблемы нашей экологии с каждым годом становятся все острее. Желание многих убежать из Павлодара, в который, как недавно стало известно, главный эколог области справедливо боится перевозить свою семью, вполне понятно. Очень надеемся, что родовое поселение действительно не несет в себе никаких затаенных угроз, как утверждают его жители, и плохих новостей оттуда мы не услышим.